Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШУБ ЭСФИРЬ ИЛЬИНИЧНА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 138

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин

ШУБ Эс­фирь Иль­и­нич­на [4(16).3.1894, Су­раж Чер­ни­гов­ской губ. – 21.9.1959, Мо­ск­ва], рос. ре­жис­сёр до­ку­мен­таль­но­го ки­но, засл. арт. РСФСР (1935). В 1917 окон­чи­ла Выс­шие жен­ские кур­сы в Мо­ск­ве. В 1919–26 ра­бо­та­ла в сек­ре­та­риа­те те­ат­раль­но­го от­де­ла Нар­ком­про­са, мон­та­жё­ром на разл. ки­но­сту­ди­ях. Де­бют­ная ра­бо­та Ш. в ка­че­ст­ве ре­жис­сё­ра «Па­де­ние ди­на­стии Ро­ма­но­вых» (1927) по­ло­жи­ла на­ча­ло отеч. мон­таж­но­му до­ку­мен­таль­но­му ки­не­ма­то­гра­фу. На ос­но­ве ар­хив­ных ма­те­риа­лов соз­да­ны кар­ти­ны «Ве­ли­кий путь» (1927), «Рос­сия Ни­ко­лая II и Лев Тол­стой» (1928), «Се­го­дня» (1930), в ко­то­рых яр­ко про­явил­ся ин­ди­ви­ду­аль­ный ре­жис­сёр­ский по­черк. По собств. сце­на­рию в 1932 по­ста­ви­ла один из пер­вых рос. зву­ко­вых до­ку­мен­таль­ных филь­мов «КШЭ» («Ком­со­мол – шеф элек­три­фи­ка­ции»). В сти­ли­сти­ке по­ли­тич. ки­но­пла­ка­та сня­ты филь­мы «Стра­на Со­ве­тов», «Тур­ция на подъ­ё­ме» (за­вер­шён тур. реж. К. Н. Ча­ку­шем, оба 1937), «Ис­па­ния» (1939), «Фа­шизм бу­дет раз­бит» (1941), «Стра­на род­ная» (1942), «Су­деб­ный про­цесс в Смо­лен­ске» (1946). Сре­ди др. филь­мов: «Мо­ск­ва стро­ит мет­ро» (1934), «Ки­но за 20 лет» (совм. с В. И. Пу­дов­ки­ным, 1940), «По ту сто­ро­ну Арак­са» (1947), «От чис­то­го серд­ца» (1949). Твор­че­ст­во Ш. ока­за­ло зна­чит. влия­ние на раз­ви­тие отеч. и ми­ро­во­го до­ку­мен­таль­но­го ки­не­ма­то­гра­фа.

Соч.: Круп­ным пла­ном. М., 1959; Жизнь моя – ки­не­ма­то­граф. М., 1972.

Лит.: Вол­ков Н. На зву­ко­вые те­мы // Cо­ветское ки­но. 1933. № 11; Шклов­ский В. Э. Шуб // Ис­кус­ст­во ки­но. 1940. № 1–2.

Вернуться к началу