ВЕСНИНЫ́
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЕСНИНЫ́, рос. архитекторы и живописцы, братья. Леонид Александрович [28.11(10.12).1880, Нижний Новгород – 8.10.1933, Москва], учился в петерб. АХ (1900–09). Работал практически во всех областях архитектуры; осн. внимание уделял жилищно-коммунальному и поселковому строительству (Шатурская электростанция и посёлок при ней, 1918–25; проект Ленинской слободы по плану «Новая Москва», 1922). Проф. Вхутемаса – Вхутеина (1920–28), Моск. высшего технич. уч-ща (1923–31), МАРХИ (1932–33). Член Моск. архит. об-ва (товарищ председателя с 1923) и редколлегии ж. «Архитектура» (1923).
Виктор Александрович [28.3 (9.4).1882, Юрьевец – 17.9.1950, Москва], д. чл. АА СССР (1939) и АН СССР (1943). Учился в Ин-те гражд. инженеров в С.-Петербурге (1901–12). Специалист в области пром. архитектуры: выполнял проекты химич. заводов и текстильных фабрик с посёлками при них (1915–21) и др. Наиболее значит. произведение, обогащённое уроками конструктивизма, – архит. комплекс Днепрогэса (1927–32, совм. с архитекторами С. Г. Андриевским, Н. Д. Колли, Г. М. Орловым, инж. И. Г. Александровым). В 1923–31 преподавал на архит. отделении Моск. высшего технич. уч-ща. Чл.-учредитель Об-ва совр. архитекторов и объединения «Октябрь»; чл. редколлегии ж. «Современная архитектура»; пред. оргкомитета (1932–37) и ответств. секретарь Союза сов. архитекторов (1937–1949); организатор и первый президент АА СССР (1939–49).
Александр Александрович [16(28).5.1883, Юрьевец – 7.11.1959, Москва], д. чл. АА СССР (1939). Учился в Моск. практич. академии и в Ин-те гражд. инженеров в С.-Петербурге (1901–12). Занимался в студии Я. Ф. Ционглинского в С.-Петербурге (1911), вместе с бр. Виктором – в мастерских К. Ф. Юона (1907–11) и В. Е. Татлина (1912–13) в Москве. В 1915–22 работал преим. в области живописи (серии «Цветовые композиции» и «Построения цветового пространства по силовым линиям», 1917–22) и сценографии, где вводил принципы конструктивизма, – спектакли в Камерном («Благовещение» П. Клоделя, 1920; «Федра» Ж. Расина, 1922; «Человек, который был четвергом» Г. Честертона, 1923), Малом и Детском театрах (1919–23), участвовал в праздничных оформлениях Москвы (оформление массового действа «Борьба и победа», 1921, совм. с Л. С. Поповой, по плану В. Э. Мейерхольда), выполнял работы в прикладной графике. Преподавал в Москве – в Ин-те гражд. инженеров и во Вхутемасе – Вхутеине (1919–30), Архит. ин-те (1933–36). Чл. Молодой федерации профсоюза художников-живописцев, Ассоциации крайних новаторов (1919), ЛЕФа (1922–24), один из инициаторов создания и пред. Объединения современных архитекторов (1925–32), гл. редактор ж. «Современная архитектура» (1926–30; до 1929 совм. с М. Я. Гинзбургом), чл.-учредитель объединения «Октябрь» (1928), Моск. обл. отделения Всесоюзного архит. науч. об-ва (1930–32). Видный мастер рус. авангардизма, сыграл решающую роль в продвижении опыта живописи и сценографии в архитектуру. Лидер архитекторов-конструктивистов («духовный отец русского конструктивизма», по определению Ле Корбюзье).
Творческое содружество бр. В. зародилось в годы учёбы и продолжалось всю жизнь – работали совместно и независимо друг от друга, имея индивидуальные специализации. В ранний период в их творчестве преобладал неоклассицизм (особняк Д. В. Сироткина в Нижнем Новгороде, 1913–14; роспись плафонов А. А. Веснина, 1915; возведённый по проекту А. А. и В. А. Весниных особняк Арацкого в Москве, 1913). С нач. 1920-х гг. лидером коллектива стал А. А. Веснин. В 1922–25 конкурсные проекты бр. В. обозначили формирование конструктивизма (в т. ч. проекты павильона «Ленинградской правды» и ангара для самолётов, выполненные в 1924 А. А. и В. А. Весниными). В. уделяли особое внимание эстетич. возможностям новых конструкций и материалов, функциональным требованиям; предпочитали павильонную композицию, т. е. отдельные, различные по назначению корпуса, соединённые переходами и коридорами, благодаря чему по мере обхода здания возникали новые ракурсы, менялось соотношение объёмов и пространства. На Междунар. выставке 1925 в Париже работы бр. В. были отмечены высшей наградой – Поч. дипломом. Осн. общие работы: фасад Главпочтамта (1911–12), универмаг на Красной Пресне (1927), Дом политкаторжан (1929–1931), Дворец культуры автозавода им. И. А. Лихачёва (1930–37, все – в Москве); конкурсные проекты Дворца труда (1922–23), здания «Аркоса» (1924), Центросоюза и Б-ки им. В. И. Ленина (1928–1929), Дворца Советов (1932–33, все – для Москвы), театра массового действа в Харькове (1931). Также А. А. и В. А. Весниными выполнены проекты доходного дома И. Е. Кузнецова (1910), скаковых конюшен Л. А. Манташева (1913–1914), здания Наркомтяжпрома (1934–1936) в Москве, оформления площадей Москвы к 1.5.1918, павильона СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939) и др. Среди общих работ А. А. и Л. А. Весниных: конкурсные проекты Центр. телеграфа в Москве (1925–26), Дома промышленности в Свердловске (ныне Екатеринбург; 1927), планировка посёлков с домами-коммунами в Кузнецке (ныне Новокузнецк; 1930), проект типового клуба в Москве (1927, осуществлён трижды), 3 рабочих клуба в Баку (1928–31), санаторий «Горный воздух» в Мацесте (1928).