ТА́ТЛИН ВЛАДИМИР ЕВГРАФОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТА́ТЛИН Владимир Евграфович [16(28).12.1885, Москва – 31.5.1953, там же], рос. живописец, график, дизайнер, сценограф, засл. деят. искусств РСФСР (1931). Дворянин. Путешествовал в качестве матроса по Чёрному и Средиземному морям. Учился в МУЖВЗ (1902–1903, 1909–10) у В. А. Серова и К. А. Коровина, в Пензенском худож. уч-ще (1905–10) у И. С. Горюшкина-Сорокопудова и А. Ф. Афанасьева. В ранних живописных произведениях заметны влияния кубизма, рос. сезаннизма и примитивизма [«Матрос (Автопортрет)», 1911, ГРМ, и др.]. Один из лидеров авангардизма, Т. участвовал в выставках ж. «Золотое руно» (1909), группы «Ослиный хвост» (1912), выставках кубофутуризма «Трамвай В» (1915), «0,10» (1915–16); чл. объединений «Бубновый валет» (1912–13), «Союз молодёжи» (1913–14), «Левый фронт искусства» (с 1922), Объединения новых течений в иск-ве (1922–23) и др. В 1913–1914 посетил Берлин и Париж. В 1914–16 создавал «контррельефы» («Материальный подбор», 1916, ГТГ; «Угловой контррельеф», 1915, ГРМ, и др.; см. илл. к ст. Конструктивизм) – абстрактные объёмные произведения, скомбинированные из разнородных материалов (проволока, стекло, дерево, металл, картон и др.).
После 1917 зав. Моск. коллегией ИЗО Наркомпроса; сотрудник (с 1922; зав. отделом материальной культуры) Института художественной культуры (Гинхук) в Петрограде. В 1919–20 работал над проектом «Памятника III Интернационалу» («Башня Татлина»), ставшим символом рус. конструктивизма (оригинальная модель из дерева, фанеры, жести, металла, крепёжных деталей и др. утрачена; реконструкции – в Нац. музее совр. иск-ва, Париж; в ГТГ и др.). Проектировал новые типы мебели, одежды, посуды (1923–24). Работал над созданием летательного аппарата «Летатлин» (1929–32). С 1930-х гг. обвинялся в «формализме», не имел возможности выставляться. Однако и в условиях идеологич. давления создавал станковые натюрморты, пейзажи, портреты, сохранявшие элементы условного языка авангардизма («Цветы», 1940, ГРМ). Оформил ряд спектаклей: нар. драму «Действо о царе Максимилиане и его непокорном сыне Адольфе» (1911, Лит.-худож. кружок в Москве) в духе рус. лубка; в стиле конструктивизма – драматич. поэму «Зангези» В. Хлебникова (1923, Музей худож. культуры, Петроград), «Не сдадимся» С. А. Семёнова (1935, Камерный театр, реж. А. Я. Таиров); в реалистич. манере – «Глубокая разведка» А. А. Крона (1943, МХАТ) и др. Преподавал в Москве – в ГСХМ (1918–19) и Вхутеине (1927–30; проф.), в Петрограде – в СХУМ–Вхутемасе (1919–24), в Киевском худож. ин-те (1925–27; проф.) и др. Оказал влияние на творч. формирование А. А. Веснина, Л. С. Поповой, В. М. Ходасевич, Р. Р. Фалька и др.