ПРИМИТИВИ́ЗМ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРИМИТИВИ́ЗМ, тенденция в изобразительном искусстве 20 в., выразившаяся в стремлении художников европ. и амер. авангардизма ориентироваться на худож. принципы «примитивных» культур народов Чёрной Африки и Океании, доколумбовой Америки, сев.-амер. индейцев, Ближнего и Дальнего Востока, Центр. Азии, греч. архаики, раннего европ. Средневековья (т. е. на примитив в традиц. значении термина). П. использовал также приёмы и некоторые худож. особенности наивного искусства, нар. творчества, детского рисунка, уличных граффити, спонтанных творч. проявлений маргиналов, душевнобольных (см. Ар брют). Возникнув как реакция на совр. урбанистич. среду, стандартность массовой продукции, унифицированность образа жизни, а также на давление академич. канонов в иск-ве, тенденция П. проявилась в таких направлениях, как фовизм, кубизм (формы афр. масок), дадаизм (детский рисунок), экспрессионизм (ср.-век. ксилография, иск-во Юго-Вост. Азии), амер. абстракционизм (иск-во древних индейцев). Художники-примитивисты искали непосредственности самовыражения, экспрессивности, свежести приёмов, а также новых пространственных и цветовых решений, способов построения фигур, работы с необычными материалами.
Интерес к цивилизациям отдалённых регионов возник в 18 в., отчасти под влиянием высказанной Ж. Ж. Руссо идеи «благородного дикаря», однако долгое время найденные в них артефакты рассматривались лишь как «экзотические» объекты. Зачинателем программного П. в иск-ве стал П. Гоген, открывший новые ресурсы формообразования сначала в Нормандии, а затем на островах Океании. Такие мастера, как М. З. Шагал и К. Брынкуши, с ранних лет впитавшие в себя «наивное искусство» родных мест, став профессионалами, привнесли в парижскую школу естественность незаимствованного, подлинного «примитива». В России П. (др. назв. – неопримитивизм) проявился в иск-ве мастеров «Голубой розы» (М. С. Сарьян, Н. П. Крымов), особенно ярко у художников «Бубнового валета», прежде всего у М. Ф. Ларионова и Н. С. Гончаровой, которые создали отд. объединение под назв. «Ослиный хвост», в которое входили также Д. Д. Бурлюк, Шагал, А. В. Шевченко и др. Приёмы П. использовали в своём творчестве мастера Нового общества живописцев (С. Я. Адливанкин, М. С. Перуцкий), аналитического искусства (П. Н. Филонов и его последователи) и ряд др. художников 20 в.