Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРИМИТИВИ́ЗМ

Авторы: В. А. Крючкова
Примитивизм. Н. П. Крымов. «Московский пейзаж. Радуга». 1908. Третьяковская галерея (Москва).

ПРИМИТИВИ́ЗМ, тен­ден­ция в изо­бра­зи­тель­ном ис­кус­ст­ве 20 в., вы­ра­зив­шая­ся в стрем­ле­нии ху­дож­ни­ков ев­роп. и амер. аван­гар­диз­ма ори­ен­ти­ро­вать­ся на ху­дож. прин­ци­пы «при­ми­тив­ных» куль­тур на­ро­дов Чёр­ной Аф­ри­ки и Океа­нии, до­ко­лум­бо­вой Аме­ри­ки, сев.-амер. ин­дей­цев, Ближ­не­го и Даль­не­го Вос­то­ка, Центр. Азии, греч. ар­хаи­ки, ран­не­го ев­роп. Сред­не­ве­ко­вья (т. е. на при­ми­тив в тра­диц. зна­че­нии тер­ми­на). П. ис­поль­зо­вал так­же приё­мы и не­ко­то­рые ху­дож. осо­бен­но­сти на­ив­но­го ис­кус­ст­ва, нар. твор­че­ст­ва, дет­ско­го ри­сун­ка, улич­ных граф­фи­ти, спон­тан­ных творч. про­яв­ле­ний мар­ги­на­лов, ду­шев­но­боль­ных (см. Ар брют). Воз­ник­нув как ре­ак­ция на совр. ур­ба­ни­стич. сре­ду, стан­дарт­ность мас­со­вой про­дук­ции, уни­фи­ци­ро­ван­ность об­ра­за жиз­ни, а так­же на дав­ле­ние ака­демич. ка­но­нов в иск-ве, тен­ден­ция П. про­яви­лась в та­ких на­прав­ле­ни­ях, как фо­визм, ку­бизм (фор­мы афр. ма­сок), да­да­изм (дет­ский ри­су­нок), экс­прес­сионизм (ср.-век. кси­ло­гра­фия, иск-во Юго-Вост. Азии), амер. аб­ст­рак­цио­низм (иск-во древ­них ин­дей­цев). Ху­дож­ни­ки-при­ми­ти­ви­сты ис­ка­ли не­по­сред­ст­вен­но­сти са­мо­вы­ра­же­ния, экс­прес­сив­но­сти, све­же­сти приё­мов, а так­же но­вых про­стран­ст­вен­ных и цве­то­вых ре­ше­ний, спо­со­бов по­строе­ния фи­гур, ра­бо­ты с не­обыч­ны­ми ма­те­риа­ла­ми.

Ин­те­рес к ци­ви­ли­за­ци­ям от­да­лён­ных ре­гио­нов воз­ник в 18 в., от­час­ти под вли­я­ни­ем вы­ска­зан­ной Ж. Ж. Рус­со идеи «бла­го­род­но­го ди­ка­ря», од­на­ко дол­гое вре­мя най­ден­ные в них ар­те­фак­ты рас­смат­ри­ва­лись лишь как «эк­зо­ти­че­ские» объ­ек­ты. За­чи­на­те­лем про­грамм­но­го П. в иск-ве стал П. Го­ген, от­крыв­ший но­вые ре­сур­сы фор­мо­об­ра­зо­ва­ния сна­ча­ла в Нор­ман­дии, а за­тем на ост­ро­вах Океа­нии. Та­кие мас­те­ра, как М. З. Ша­гал и К. Брын­ку­ши, с ран­них лет впи­тав­шие в се­бя «на­ив­ное ис­кус­ст­во» род­ных мест, став про­фес­сио­на­ла­ми, прив­нес­ли в па­риж­скую шко­лу ес­те­ст­вен­ность не­за­им­ст­во­ван­но­го, под­лин­но­го «при­ми­ти­ва». В Рос­сии П. (др. назв. – не­о­при­ми­ти­визм) про­явил­ся в иск-ве мас­те­ров «Го­лу­бой ро­зы» (М. С. Сарь­ян, Н. П. Кры­мов), осо­бен­но яр­ко у ху­дож­ни­ков «Буб­но­во­го ва­ле­та», пре­ж­де все­го у М. Ф. Ла­рио­но­ва и Н. С. Гон­ча­ро­вой, ко­то­рые соз­да­ли отд. объ­е­ди­не­ние под назв. «Ос­ли­ный хвост», в ко­то­рое вхо­ди­ли так­же Д. Д. Бур­люк, Ша­гал, А. В. Шев­чен­ко и др. Приё­мы П. ис­поль­зо­ва­ли в сво­ём твор­че­ст­ве мас­те­ра Но­во­го об­ще­ст­ва жи­во­пис­цев (С. Я. Ад­ли­ван­кин, М. С. Пе­руц­кий), ана­ли­ти­че­ско­го ис­кус­ст­ва (П. Н. Фи­ло­нов и его по­сле­до­ва­те­ли) и ряд др. ху­дож­ни­ков 20 в.

Лит.: Шев­чен­ко А. В. Не­оп­ри­ми­ти­визм: Его тео­рия, его воз­мож­но­сти, его дос­ти­же­ния. М., 1913; Schmalenbach W. Die Kunst der Pri­mitiven als Anregungsquelle für die europäische Kunst bis 1900. Köln, 1961; Laude J. La pein­ture française (1905–1914) et «l’art nègre». P., 1968; Wentinck C. Moderne und primitive Kunst. Freiburg, 1974; «Primitivism» in 20th-cen­tury art / Ed. W. Rubin. N. Y., 1984. Vol. 1–2; Goldwater R. Primitivism in modern art. Camb. (Mass.), 1986; The myth of primitivism: Perspectives on art / Ed. S. Hiller. L.; N. Y., 1991; Gombrich E. H. The prefe­rence for the primitive. L., 2002.

Вернуться к началу