
ГРАФФИ́ТИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРАФФИ́ТИ (итал. graffiti – букв. царапины, от graffiаrе – царапать), в первоначальном значении – посвятительные, религ., магич., бытовые надписи на стенах зданий, металлич. изделиях, сосудах и т. п. Г. в больших количествах находят во время раскопок древних и ср.-век. городов и поселений во мн. странах мира. Почти на всех др.-рус. зданиях есть Г.; многочисленны в Софийских соборах Киева и Новгорода. Г. содержат интересные лингвистич. данные, отражающие живой язык древнего населения, пополняют сведения по палеографии. Г. называют также совр. надписи и рисунки, оставленные на стенах домов, монолитных оградах, в метро и т. п. Г. либо процарапываются в штукатурке, либо выполняются мелом, углем, аэрозолем и др. Как проявление низового, «наивного» уличного творчества Г. привлекали внимание мн. совр. художников, стремившихся освободиться от условностей, навязанных проф. выучкой и традицией. Мн. произведения Х. Миро и П. Клее близки по стилю к Г.; П. Пикассо особенно ценил в Г. предельный лаконизм, использование миним. количества графич. элементов для обозначения лица, человеческой фигуры, характерного движения. Ж. Дюбюффе использовал приёмы Г. в своём «грубом искусстве» (см. Ар брют). Г. рисовали мн. проф. художники; среди них – американцы Ж. М. Баскье и К. Херинг. Создатели Г. стремились украсить унылую среду гор. окраин, покрывая крупномасштабной живописью поверхности глухих стен, бетонных ограждений и др. Для композиций Г. характерны экспрессия, яркая красочность, использование популярной символики.