Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРАФФИ́ТИ

Авторы: В. А. Крючкова (искусство)
Граффити Берлинской стены в районе Потсдамер-плац. 1987.
Письмо на древнегреческом языке на остраконе: «Родон приветствует Геракла. Получил». Кон. 5 – нач. 4 вв. до н. э. Из собрания П. О. Бурачкова. Исторический музей (Москва).

ГРАФФИ́ТИ (итал. graffiti – букв. ца­ра­пи­ны, от graffiаrе – ца­ра­пать), в пер­во­на­чаль­ном зна­че­нии – по­свя­ти­тель­ные, ре­лиг., ма­гич., бы­то­вые над­пи­си на сте­нах зда­ний, ме­тал­лич. из­де­ли­ях, со­су­дах и т. п. Г. в боль­ших ко­ли­че­ст­вах нахо­дят во вре­мя рас­ко­пок древ­них и ср.-век. го­ро­дов и по­се­ле­ний во мн. стра­нах ми­ра. Поч­ти на всех др.-рус. зда­ни­ях есть Г.; мно­го­чис­лен­ны в Со­фий­ских со­бо­рах Кие­ва и Нов­го­ро­да. Г. со­дер­жат ин­те­рес­ные лин­гвис­тич. дан­ные, от­ра­жаю­щие жи­вой язык древ­не­го на­се­ле­ния, по­пол­ня­ют све­де­ния по па­лео­гра­фии. Г. на­зы­ва­ют так­же совр. над­пи­си и ри­сун­ки, ос­тав­лен­ные на сте­нах до­мов, мо­но­лит­ных ог­ра­дах, в мет­ро и т. п. Г. ли­бо про­ца­ра­пы­ва­ют­ся в шту­ка­тур­ке, ли­бо вы­пол­ня­ют­ся ме­лом, уг­лем, аэ­ро­зо­лем и др. Как про­яв­ле­ние ни­зо­во­го, «на­ив­но­го» улич­но­го твор­че­ст­ва Г. при­вле­ка­ли вни­ма­ние мн. совр. ху­дож­ни­ков, стре­мив­ших­ся ос­во­бо­дить­ся от ус­лов­но­стей, на­вя­зан­ных проф. вы­уч­кой и тра­ди­ци­ей. Мн. про­из­ве­де­ния Х. Ми­ро и П. Клее близ­ки по сти­лю к Г.; П. Пи­кас­со осо­бен­но це­нил в Г. пре­дель­ный ла­ко­низм, ис­поль­зо­ва­ние ми­ним. ко­ли­че­ст­ва гра­фич. эле­мен­тов для обо­зна­че­ния ли­ца, че­ло­ве­че­ской фи­гу­ры, ха­рак­тер­но­го дви­же­ния. Ж. Дю­бюф­фе ис­поль­зо­вал приё­мы Г. в сво­ём «гру­бом ис­кус­ст­ве» (см. Ар брют). Г. рисо­ва­ли мн. проф. ху­дож­ни­ки; сре­ди них – аме­ри­кан­цы Ж. М. Бас­кье и К. Хе­ринг. Создатели Г. стре­ми­лись ук­ра­сить уны­лую сре­ду гор. ок­ра­ин, по­кры­вая круп­но­мас­штаб­ной жи­во­пи­сью по­верх­но­сти глу­хих стен, бе­тон­ных ог­ра­ж­де­ний и др. Для ком­по­зи­ций Г. ха­рак­тер­ны экс­прес­сия, яр­кая кра­соч­ность, ис­поль­зо­ва­ние по­пу­ляр­ной сим­во­ли­ки.

Лит.: Тол­стой Н. И. Гре­че­ские граф­фи­ти древ­них го­ро­дов Се­вер­но­го При­чер­но­мо­рья. М.; Л., 1953; Вы­соц­кий С. А. Древ­не­рус­ские над­пи­си Со­фии Ки­ев­ской XI–XIV вв. К., 1966. Вып. 1; Ро­ж­де­ст­вен­ская Т. В. Древ­не­рус­ские над­пи­си на сте­нах хра­мов: но­вые ис­точ­ни­ки XI–XV вв. СПб., 1992.

Вернуться к началу