Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФИЛО́НОВ ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ

Авторы: В. А. Кулаков

ФИЛО́НОВ Па­вел Ни­ко­лае­вич [27.12.1882 (8.1.1883), Мо­ск­ва – 3.12.1941, Ле­нин­град], рос. жи­во­пи­сец и гра­фик. Ро­дил­ся в се­мье из­воз­чи­ка. В 1897 пе­ре­ехал в С.-Пе­тер­бург, где учил­ся в ма­ляр­но-жи­во­пис­ных мас­тер­ских (1897–1901), по­се­щал Ри­со­валь­ную шко­лу ОПХ (1898–1903), сту­дию Л. Е. Дмит­рие­ва-Кав­каз­ско­го (1903–08); учил­ся в АХ (1908–10; не окон­чил) у Г. Р. За­ле­ма­на, В. Е. Са­вин­ско­го, Я. Ф. Ци­онг­лин­ско­го. Со­вер­шил пу­те­ше­ст­вия по Вол­ге, на Но­вый Афон и в Ие­ру­са­лим (1905–07), по Ав­ст­рии, Ита­лии, Фран­ции и Гер­ма­нии (1912). Чл. об-ва «Со­юз мо­ло­дё­жи» (1910–14), уча­ст­во­вал в вы­став­ках груп­пы «Ос­ли­ный хвост» (1912, Мо­ск­ва) и др. В 1916–18 слу­жил в дей­ст­вую­щей ар­мии на Ру­мын­ском фрон­те. В 1923 ра­бо­тал в Ин­сти­ту­те ху­до­же­ст­вен­ной куль­ту­ры. В 1925 воз­гла­вил объ­е­ди­не­ние «Мас­те­ра ана­ли­ти­че­ско­го ис­кус­ст­ва» (фак­ти­че­ски су­ще­ст­во­ва­ло до смер­ти Ф.).

П.Н. Филонов. «Пир королей». 1913. Русский музей (С.-Петербург).

Ран­ние ра­бо­ты Ф., ис­пол­нен­ные «в реа­ли­сти­че­ском пла­не», уже от­ме­че­ны «ис­сле­до­ва­тель­ским под­хо­дом» к иск-ву, прин­ци­пом «сде­лан­но­сти» (тер­ми­но­ло­гия ху­дож­ни­ка), в т. ч. «Кре­сть­ян­ская се­мья» (чер­ни­ла, тушь, пе­ро), «Го­ло­вы» (обе 1910), порт­рет пе­ви­цы Ев­до­кии Н. Гле­бо­вой (се­ст­ры ху­дож­ни­ка, 1915) и др. С нач. 1910-х гг. по­сле­до­ва­тель­но раз­ра­ба­ты­вал тео­ре­тич. обос­но­ва­ние ана­ли­ти­че­ско­го ис­кус­ст­ва (ст. «Ка­нон и за­кон», 1912; ма­ни­фест «Сде­лан­ные кар­ти­ны», 1914; «Дек­ла­ра­ция "Мирóвого рас­цве­та"», 1923) – од­но­го из са­мых свое­об­раз­ных на­прав­ле­ний рус. аван­гар­диз­ма, не имев­ше­го ана­ло­гов в зап.-ев­роп. иск-ве. В ра­бо­тах Ф. и его уче­ни­ков ис­сле­до­ва­те­ли от­ме­ча­ют влия­ние нем. экс­прес­сио­низ­ма, рус. при­ми­ти­виз­ма, луб­ка и ико­но­пи­си. Иде­ям ана­ли­тич. иск-ва, прин­ци­пам «сде­лан­но­сти» и «ин­тел­лек­ту­аль­но­го ана­ли­за» Ф. ос­та­вал­ся ве­рен до кон­ца жиз­ни (не счи­тая край­не ред­ких воз­вра­ще­ний к «реа­ли­стич.» ма­не­ре); б. ч. его ра­бот, близ­ких сим­во­лиз­му, с тру­дом под­да­ёт­ся «де­шиф­ров­ке» или бу­к­валь­но­му ис­тол­ко­ва­нию (как и из­вест­ные Ф. ал­ле­го­рии И. Бос­ха и П. Брей­ге­ля Стар­ше­го). Сре­ди гл. про­из­ве­де­ний: «За­пад и Вос­ток», «Вос­ток и За­пад» (оба – мас­ло, тем­пе­ра, гу­ашь, 1912–13), «Пир ко­ро­лей» (ва­ри­ан­ты – ак­ва­рель, тушь, пе­ро, кисть, ка­ран­даш, 1912; мас­ло, 1913), «Ко­раб­ли» (ак­ва­рель, 1912–18), «Муж­чи­на и жен­щи­на» (ак­ва­рель, чер­ни­ла, тушь, пе­ро, кисть, 1912–13), «Всад­ни­ки» (ак­ва­рель, тушь, пе­ро, кисть, ка­ран­даш, 1913), цикл кар­тин «Ввод в Ми­рóвый рас­цвет» (1913–28), «Ра­бо­чие» (ак­ва­рель, чер­ни­ла, тушь, пе­ро, 1915–1916), «Фор­му­ла Кос­мо­са» (1918–19), «Фор­му­ла пет­ро­град­ско­го про­ле­та­риа­та» (1920–21), «Фор­му­ла вес­ны» (1928–1929), «Нарв­ские во­ро­та» (1929), «Ли­ки» (1940). Ряд ра­бот по­свя­щён еван­гель­ской те­ма­ти­ке [«Вол­хвы» (ак­ва­рель, чер­ни­ла, тушь, пе­ро, кисть, 1914), «Кре­сть­ян­ская се­мья» («Свя­тое се­мей­ст­во», обе 1914), «Бег­ст­во в Еги­пет» (1918) и др.] ли­бо за­клю­ча­ет в се­бе скры­тую хри­сти­ан­скую сим­во­ли­ку. Ос­но­вы­ва­ясь на прин­ци­пах ана­ли­тич. иск-ва, Ф. со­здал так­же свой осо­бый ва­ри­ант аб­ст­рак­цио­низ­ма («Бе­лая кар­ти­на», 1919; «По­бе­да над веч­но­стью», 1920–21; «Фор­му­ла Все­лен­ной», ак­ва­рель, 1920–22; «Без на­зва­ния», 1923; «Бес­пред­мет­ная ком­по­зи­ция», тушь, пе­ро, кисть, ка­ран­даш, 1924, и др.; все на­зван­ные ра­бо­ты Ф. – в со­б­ра­нии ГРМ).

Ф. ил­лю­ст­ри­ро­вал сб. про­из­ве­де­ний фу­ту­ри­стов «Ры­каю­щий Пар­нас» и сти­хо­тво­ре­ния В. Хлеб­ни­ко­ва; в 1915 опуб­ли­ко­вал по­эму, наз­ван­ную им «Прó­певень о прóросли мирóвой» с собств. ри­сун­ка­ми. Ис­пол­нил де­ко­ра­ции к тра­ге­дии «Вла­ди­мир Мая­ков­ский» В. В. Мая­ков­ско­го (совм. с И. С. Школь­ни­ком; 1913, те­атр «Лу­на-парк», С.-Пе­тер­бург), ру­ко­во­дил оформ­ле­ни­ем «фи­ло­нов­ца­ми» спек­так­ля «Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля (1927, Дом пе­ча­ти, Ле­нин­град). В 1929 пер­со­наль­ная вы­став­ка Ф. бы­ла раз­вёр­ну­та (но не от­кры­та) в ГРМ. По­сле это­го до кон. 1970–80-х гг. имя и твор­че­ст­во Ф. за­мал­чи­ва­лись, ос­та­ва­ясь прак­ти­че­ски «вы­черк­ну­ты­ми» из ис­то­рии отеч. иск-ва. Умер во вре­мя бло­ка­ды Ле­нин­гра­да. Меч­тая о соз­да­нии гос. му­зея ана­ли­ти­че­ско­го иск-ва, Ф. ни­ко­гда не про­да­вал свои ра­бо­ты. Все его про­из­ве­де­ния бы­ли со­хра­не­ны Е. Н. Гле­бо­вой и в 1977 пе­ре­да­ны в дар ГРМ (час­тич­но – ГТГ).

Соч.: Днев­ни­ки. СПб., 2000.

Лит.: Křiž J. P. N. Filonov. Praha, 1966; Ков­тун Е. Ф. Из ис­то­рии рус­ско­го аван­гар­да (П. Н. Фи­ло­нов) // Еже­год­ник Ру­ко­пис­но­го от­де­ла Пуш­кин­ско­го До­ма на 1977 год. Л., 1979; Гле­бо­ва Е. Н. Вос­по­ми­на­ния о бра­те // Не­ва. 1986. № 10; П. Н. Фи­ло­нов: Жи­во­пись, гра­фи­ка. (Кат.). Л., 1988; Мис­лер Н., Бо­улт Дж. Э. Фи­ло­нов: Ана­ли­ти­че­ское ис­кус­ст­во. М., 1990; P. Filonov und seine Schule. (Kat.). Köln, 1990; Фи­ло­нов: Ху­дож­ник, ис­сле­до­ва­тель, учи­тель. М., 2006. Т. 1–2; П. Фи­ло­нов: Оче­ви­дец не­зри­мо­го. (Кат.). СПб., 2006; П. Фи­ло­нов: Ре­аль­ность и ми­фы. М., 2008; Мо­ся­кин А. Г. Стра­сти по Фи­ло­но­ву: Со­кро­ви­ща, спа­сен­ные для Рос­сии. СПб., 2014.

Вернуться к началу