ФИЛО́НОВ ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФИЛО́НОВ Павел Николаевич [27.12.1882 (8.1.1883), Москва – 3.12.1941, Ленинград], рос. живописец и график. Родился в семье извозчика. В 1897 переехал в С.-Петербург, где учился в малярно-живописных мастерских (1897–1901), посещал Рисовальную школу ОПХ (1898–1903), студию Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1903–08); учился в АХ (1908–10; не окончил) у Г. Р. Залемана, В. Е. Савинского, Я. Ф. Ционглинского. Совершил путешествия по Волге, на Новый Афон и в Иерусалим (1905–07), по Австрии, Италии, Франции и Германии (1912). Чл. об-ва «Союз молодёжи» (1910–14), участвовал в выставках группы «Ослиный хвост» (1912, Москва) и др. В 1916–18 служил в действующей армии на Румынском фронте. В 1923 работал в Институте художественной культуры. В 1925 возглавил объединение «Мастера аналитического искусства» (фактически существовало до смерти Ф.).
Ранние работы Ф., исполненные «в реалистическом плане», уже отмечены «исследовательским подходом» к иск-ву, принципом «сделанности» (терминология художника), в т. ч. «Крестьянская семья» (чернила, тушь, перо), «Головы» (обе 1910), портрет певицы Евдокии Н. Глебовой (сестры художника, 1915) и др. С нач. 1910-х гг. последовательно разрабатывал теоретич. обоснование аналитического искусства (ст. «Канон и закон», 1912; манифест «Сделанные картины», 1914; «Декларация "Мирóвого расцвета"», 1923) – одного из самых своеобразных направлений рус. авангардизма, не имевшего аналогов в зап.-европ. иск-ве. В работах Ф. и его учеников исследователи отмечают влияние нем. экспрессионизма, рус. примитивизма, лубка и иконописи. Идеям аналитич. иск-ва, принципам «сделанности» и «интеллектуального анализа» Ф. оставался верен до конца жизни (не считая крайне редких возвращений к «реалистич.» манере); б. ч. его работ, близких символизму, с трудом поддаётся «дешифровке» или буквальному истолкованию (как и известные Ф. аллегории И. Босха и П. Брейгеля Старшего). Среди гл. произведений: «Запад и Восток», «Восток и Запад» (оба – масло, темпера, гуашь, 1912–13), «Пир королей» (варианты – акварель, тушь, перо, кисть, карандаш, 1912; масло, 1913), «Корабли» (акварель, 1912–18), «Мужчина и женщина» (акварель, чернила, тушь, перо, кисть, 1912–13), «Всадники» (акварель, тушь, перо, кисть, карандаш, 1913), цикл картин «Ввод в Мирóвый расцвет» (1913–28), «Рабочие» (акварель, чернила, тушь, перо, 1915–1916), «Формула Космоса» (1918–19), «Формула петроградского пролетариата» (1920–21), «Формула весны» (1928–1929), «Нарвские ворота» (1929), «Лики» (1940). Ряд работ посвящён евангельской тематике [«Волхвы» (акварель, чернила, тушь, перо, кисть, 1914), «Крестьянская семья» («Святое семейство», обе 1914), «Бегство в Египет» (1918) и др.] либо заключает в себе скрытую христианскую символику. Основываясь на принципах аналитич. иск-ва, Ф. создал также свой особый вариант абстракционизма («Белая картина», 1919; «Победа над вечностью», 1920–21; «Формула Вселенной», акварель, 1920–22; «Без названия», 1923; «Беспредметная композиция», тушь, перо, кисть, карандаш, 1924, и др.; все названные работы Ф. – в собрании ГРМ).
Ф. иллюстрировал сб. произведений футуристов «Рыкающий Парнас» и стихотворения В. Хлебникова; в 1915 опубликовал поэму, названную им «Прóпевень о прóросли мирóвой» с собств. рисунками. Исполнил декорации к трагедии «Владимир Маяковский» В. В. Маяковского (совм. с И. С. Школьником; 1913, театр «Луна-парк», С.-Петербург), руководил оформлением «филоновцами» спектакля «Ревизор» Н. В. Гоголя (1927, Дом печати, Ленинград). В 1929 персональная выставка Ф. была развёрнута (но не открыта) в ГРМ. После этого до кон. 1970–80-х гг. имя и творчество Ф. замалчивались, оставаясь практически «вычеркнутыми» из истории отеч. иск-ва. Умер во время блокады Ленинграда. Мечтая о создании гос. музея аналитического иск-ва, Ф. никогда не продавал свои работы. Все его произведения были сохранены Е. Н. Глебовой и в 1977 переданы в дар ГРМ (частично – ГТГ).