«МАСТЕРА́ АНАЛИТИ́ЧЕСКОГО ИСКУ́ССТВА»
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«МАСТЕРА́ АНАЛИТИ́ЧЕСКОГО ИСКУ́ССТВА» (МАИ; «Коллектив мастеров аналитического искусства»), объединение рос. художников в Ленинграде (ныне С.-Петербург). Коллектив МАИ организационно существовал с 1923 вокруг мастерской П. Н. Филонова во Вхутеине и придерживался принципов разработанной им теории аналитического искусства – одного из направлений позднего рус. авангардизма. Ядро коллектива составляли живописцы и графики Т. Н. Глебова, Б. И. Гурвич, С. Л. Закликовская, М. П. Цыбасов, А. И. Порет, скульптор И. И. Суворов; позднее присоединились живописцы Е. А. Кибрик, Д. П. Крапивный, В. К. Луппиан, А. Е. Мордвинова, В. А. Сулимо-Самуйлло, Ю. Б. Хржановский, И. А. Шванг и др. (в разные годы в состав МАИ входило до 70 художников). Устав объединения, вероятно, принят осенью 1925 (сохранился в черновиках) и предполагал верность «платформе ВКП(б)» и следование «принципу аналитической сделанности».
Крупнейшее событие в деятельности МАИ – выставка 1927 в Доме печати (быв. дворце Шуваловых на Фонтанке) преим. монументальных работ на темы «гибели капитализма», старого и нового быта, Гражд. войны 1917–22, новой революц. действительности; все работы были связаны единством метода и стиля. Среди участников выставки: К. И. Вахрамеев, А. Ф. Горева, П. М. Кондратьев, Я. К. Лукстынь, А. Е. Мордвинова, М. М. Полозов, А. Д. и В. А. Фёдоровы, Э. А. Тэнисман. Ряд членов МАИ (А. Т. Сашин, Н. И. Евграфов, А. М. Ляндсберг, М. П. Цыбасов, Р. М. Левитон) занимались оформлением постановки «Ревизора» Н. В. Гоголя в Белоколонном зале дворца (1927, реж. И. Г. Терентьев). После выставки объединение зарегистрировано в отделе ИЗО Наркомпроса. Члены МАИ принимали участие в ленингр. выставках – посвящённой 10-летию Октября (в залах АХ, 1927), «Совр. ленингр. худож. группировки» в Московско-Нарвском Доме культуры (1928–29) и в 1-й общегородской выставке ленингр. художников (в залах АХ, 1930). После раскола в коллективе (весной 1930) объединение официально существовало до 1932; последней коллективной работой (13 художников МАИ) было иллюстрирование карело-фин. эпоса «Калевала» (изд. в 1933). Однако группа учеников и последователей Филонова распалась лишь в 1941.