Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗА́ЛЕМАН

ЗА́ЛЕМАН, рос. скульп­то­ры 19 – нач. 20 вв., отец и сын.

Р. К. Залеман. Портрет архитектора, профессора петербургской Академии художеств А. И. Мельникова. Гипс. 1843. Русский музей (С.-Петербург).

Ро­ман Кар­ло­вич (Ро­берт Ио­ганн) [16(28).6.1813, Ре­вель, ны­не Тал­лин – 12(24).9.1874, С.-Пе­тер­бург], акад. (1858) и проф. (1868) пе­терб. АХ. Сын бур­го­ми­ст­ра Ре­ве­ля К. И. За­ле­ма­на. Учил­ся в АХ в Дрез­де­не (1833–37) у Э. Рит­че­ля, за­тем в пе­терб. АХ (1837–38) у С. И. Галь­бер­га и в Мюн­хе­не у Л. Шван­та­ле­ра (1838–41). В 1841–43 жил в Ри­ме, где изу­чал ан­тич­ное иск-во. Позд­нее жил в С.-Пе­тер­бур­ге. Ра­бо­тал пре­им. в мо­ну­мен­таль­ной скульп­ту­ре в сти­ле ака­де­миз­ма: ба­рель­е­фы юж. пор­та­ла Исаа­ки­ев­ско­го со­бо­ра («Не­се­ние кре­ста» и др., брон­за, нач. 1840-х гг.), ал­ле­го­рич. фи­гу­ры («Муд­рость», «Пра­во­су­дие» и др.; брон­за, 1856–58) для па­мят­ни­ка Ни­ко­лаю I ра­бо­ты П. К. Клод­та, груп­па «Ми­нер­ва» для ку­по­ла зда­ния АХ (сохр. эс­киз – гипс, 1874, Му­зей РАХ, С.-Пе­тер­бург) – все в С.-Пе­тер­бур­ге; груп­пы «Дмит­рий Дон­ской и по­бе­ж­дён­ный им мон­гол», «Ми­нин и князь По­жар­ский» и др. (брон­за, 1861–63) для па­мят­ни­ка «Ты­ся­че­ле­тие Рос­сии» в Нов­го­ро­де ра­бо­ты М. О. Ми­ке­ши­на. По ри­сун­ку З. бы­ла вы­пол­не­на фи­гу­ра ле­тя­ще­го ан­ге­ла для шпи­ля Пе­тро­пав­лов­ско­го со­бо­ра в С.-Пе­тер­бур­ге. По­мо­гал А. В. Ло­га­нов­ско­му в скульп­тур­ном оформ­ле­нии хра­ма Хри­ста Спа­си­те­ля в Мо­ск­ве. Сре­ди стан­ко­вых ра­бот – ста­туи Пет­ра I для Эр­ми­та­жа (гипс, 1838–41) и Ни­ко­лая I для да­чи «Алек­сан­д­рия» в Пе­тер­го­фе (мра­мор, 1867, совм. с Н. С. Пи­ме­но­вым), порт­рет­ные бюс­ты (от­ца, 1837; ар­хи­тек­то­ра А. И. Мель­ни­ко­ва, гипс, 1843, ГРМ, и др.), ани­ма­ли­сти­че­ские ста­ту­эт­ки.

Г. Р. Залеман. «Каменный век». Бронза. 1899. Русский музей (С.-Петербург).

Гу­го Ро­ма­но­вич (Ро­бер­то­вич) [7(19).6.1859, С.-Пе­тер­бург – апр. 1919, Пет­ро­град], акад. пе­терб. АХ (1889). Учил­ся там же (1877–84). В 1885–89 – пен­сио­нер АХ за гра­ни­цей, по­се­тил Дрез­ден и Мюн­хен, ра­бо­тал в осн. в Ри­ме и Фло­рен­ции. Ис­пол­нял в позд­неа­ка­де­ми­че­ской ма­не­ре ра­бо­ты на ре­лиг. и ми­фо­ло­гич. те­мы (ба­рель­е­фы «Блуд­ный сын», воск, 1881, ГРМ, и «Пе­ре­пра­ва че­рез Стикс», гипс, 1887, Му­зей РАХ; груп­па «Борь­ба ким­вров с рим­ля­на­ми», гипс, 1889, ГРМ), се­рию, изо­бра­жаю­щую пер­во­быт­но­го че­ло­ве­ка («Ка­мен­ный век», брон­за, 1899, ГРМ), ани­ма­ли­стич. ста­ту­эт­ки. По мо­де­лям З. и под его ру­ко­во­дством бы­ли вы­пол­не­ны ба­рель­е­фы, по­свя­щён­ные св. Вла­ди­ми­ру, на две­рях Вла­ди­мир­ско­го со­бо­ра в Кие­ве (1890-е гг.), мра­мор­ный фриз «Олим­пий­ские иг­ры» (1902–04) на ат­ти­ке зда­ния Му­зея изящ­ных ис­кусств (ны­не ГМИИ) в Мо­ск­ве. Пре­по­да­вал в пе­терб. АХ (1889–1917, с 1889 адъ­юнкт-проф., с 1894 проф.), в СХУМ (1918), Ри­со­валь­ной шко­ле ОПХ (1918). Сре­ди уче­ни­ков – К. За­ле, М. А. Кер­зин, В. В. Ли­шев, М. Г. Ма­ни­зер, В. Л. Си­мо­нов, Б. И. Яков­лев.

Лит.: Нем­цы Рос­сии: Эн­цик­ло­пе­дия. М., 1999. Т. 1.

Вернуться к началу