ЗА́ЛЕМАН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗА́ЛЕМАН, рос. скульпторы 19 – нач. 20 вв., отец и сын.
Роман Карлович (Роберт Иоганн) [16(28).6.1813, Ревель, ныне Таллин – 12(24).9.1874, С.-Петербург], акад. (1858) и проф. (1868) петерб. АХ. Сын бургомистра Ревеля К. И. Залемана. Учился в АХ в Дрездене (1833–37) у Э. Ритчеля, затем в петерб. АХ (1837–38) у С. И. Гальберга и в Мюнхене у Л. Шванталера (1838–41). В 1841–43 жил в Риме, где изучал античное иск-во. Позднее жил в С.-Петербурге. Работал преим. в монументальной скульптуре в стиле академизма: барельефы юж. портала Исаакиевского собора («Несение креста» и др., бронза, нач. 1840-х гг.), аллегорич. фигуры («Мудрость», «Правосудие» и др.; бронза, 1856–58) для памятника Николаю I работы П. К. Клодта, группа «Минерва» для купола здания АХ (сохр. эскиз – гипс, 1874, Музей РАХ, С.-Петербург) – все в С.-Петербурге; группы «Дмитрий Донской и побеждённый им монгол», «Минин и князь Пожарский» и др. (бронза, 1861–63) для памятника «Тысячелетие России» в Новгороде работы М. О. Микешина. По рисунку З. была выполнена фигура летящего ангела для шпиля Петропавловского собора в С.-Петербурге. Помогал А. В. Логановскому в скульптурном оформлении храма Христа Спасителя в Москве. Среди станковых работ – статуи Петра I для Эрмитажа (гипс, 1838–41) и Николая I для дачи «Александрия» в Петергофе (мрамор, 1867, совм. с Н. С. Пименовым), портретные бюсты (отца, 1837; архитектора А. И. Мельникова, гипс, 1843, ГРМ, и др.), анималистические статуэтки.
Гуго Романович (Робертович) [7(19).6.1859, С.-Петербург – апр. 1919, Петроград], акад. петерб. АХ (1889). Учился там же (1877–84). В 1885–89 – пенсионер АХ за границей, посетил Дрезден и Мюнхен, работал в осн. в Риме и Флоренции. Исполнял в позднеакадемической манере работы на религ. и мифологич. темы (барельефы «Блудный сын», воск, 1881, ГРМ, и «Переправа через Стикс», гипс, 1887, Музей РАХ; группа «Борьба кимвров с римлянами», гипс, 1889, ГРМ), серию, изображающую первобытного человека («Каменный век», бронза, 1899, ГРМ), анималистич. статуэтки. По моделям З. и под его руководством были выполнены барельефы, посвящённые св. Владимиру, на дверях Владимирского собора в Киеве (1890-е гг.), мраморный фриз «Олимпийские игры» (1902–04) на аттике здания Музея изящных искусств (ныне ГМИИ) в Москве. Преподавал в петерб. АХ (1889–1917, с 1889 адъюнкт-проф., с 1894 проф.), в СХУМ (1918), Рисовальной школе ОПХ (1918). Среди учеников – К. Зале, М. А. Керзин, В. В. Лишев, М. Г. Манизер, В. Л. Симонов, Б. И. Яковлев.