ПАРИ́ЖСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАРИ́ЖСКАЯ ШКО́ЛА (École de Paris), сложившееся в Париже в нач. 20 в. интернациональное сообщество художников, преим. представителей авангардизма. Париж в эту эпоху сохранял статус мировой культурной метрополии; либеральная система организации худож. жизни (множество галерей, независимых выставок, частных школ, ассоциаций художников) создавала здесь условия для свободной самореализации художников, приезжавших из разл. стран Европы, Америки, стран Дальнего Востока. Значит. часть этих мастеров жила в р-не Монпарнас (в юж. части Парижа). Термин «П. ш.» впервые употреблён критиком А. Варно в 1925 (в ж. «Comœdia») как обозначение обосновавшихся в Париже мастеров-иностранцев. Многонациональными по своему составу были и группировки лидирующих направлений этой эпохи (кубизм, орфизм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм). Н. Л. Аронсон, А. Архипенко, Н. С. Гончарова, Л. Инденбаум, М. Кикоин, П. Кремень, М. Ф. Ларионов, Ж. Липшиц, О. С. Мещанинов, Х. Орлова, А. Певзнер, С. Поляков, И. А. Пуни, С. Н. Судьбинин, Х. Сутин, Л. Сюрваж, К. А. Терешкович, О. Цадкин, М. З. Шагал, С. И. Шаршун (все – из России), Э. Зак и М. Кислинг (оба – из Польши), К. Брынкуши, К. Ван Донген, Х. Грис, Дж. Де Кирико, Ж. М. Карзу, Ф. Купка, Х. Миро, А. Модильяни, П. Мондриан, Ж. Паскен, П. Пикассо, Д. Ривера, Цугухару Фудзита (Леонард Фужита, Япония), М. Эрнст и др. художники-иностранцы сделали во франц. иск-во значит. вклад, обогатили его традициями, принесёнными с родины. Художников-иммигрантов и уроженцев Франции объединяли (при отсутствии общей худож. программы) стремление к свободному поиску, обновлению иск-ва, также дружеские контакты. Благодаря этому понятие «П. ш.» расширилось, охватив деятельность проживавших в Париже художников независимо от их национальности. Мировой экономич. кризис 1929–33, нарастающие националистич. настроения подорвали устои т. н. Первой П. ш., а разразившаяся 2-я мировая война и оккупация Франции фактически завершили её историю.
По окончании войны во Францию вернулись мастера, бежавшие от нем. оккупации. Иммиграция возобновилась, развернулась деятельность разнообразных худож. объединений. Возникла т. н. Вторая (Новая) П. ш., восстановившая значение Парижа (наряду с Нью-Йорком) как крупнейшего худож. центра. Здесь сложились такие направления, как ташизм, абстрактный пейзажизм, ар информель, оп-арт, кинетическое искусство (кинетизм), сыгравшие видную роль в иск-ве 2-й пол. 20 в. Междунар. объединение «Кобра» также сформировалось в Париже. Видными мастерами Второй П. ш. были Ж. Базен, В. Вазарели, М. Виейра да Силва, А. Джакометти, Ж. Дюбюффе, Ж. Матье, Н. де Сталь, Ж. Фотрие, Х. Хартунг и др.