СТАЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СТАЛЬ (Staёl) Никола́ де (5.1.1914, С.-Петербург – 16.3.1955, Антиб), франц. живописец; барон. Сын ген.-м. барона В. И. Сталь фон Гольштейна, помощника коменданта Петропавловской крепости (в 1908–17). Вместе с семьёй покинул Россию в 1919. В 1932–35 учился в АХ в Брюсселе. В 1935–36, 1938–40 и в 1943–54 жил в Париже, в 1940–43 – в Ницце, с 1954 – в Антибе. Много путешествовал по Европе и Сев. Африке. Б. ч. ранних произведений уничтожил в 1941. Один из гл. мастеров Второй парижской школы. Абстрактные композиции С. 1944–45 выстраиваются из мозаичных форм, вписанных в ячейки гибкой линейной решётки. В дальнейшем линеарная структура утяжеляется, её геометрия ломается («Тяжкая жизнь», 1946, Нац. музей совр. иск-ва, Париж, и др.); некоторые композиции уподобляются массивной стене, выложенной из «планов-рельефов», нанесённых ножом или шпателем («Композиция», 1950, галерея Тейт, Лондон). В картинах 1950-х гг. эта формальная система зрительно разрешается в некую версию реальности, получая предметное истолкование («Крыши Парижа», 1952, Нац. музей совр. иск-ва, Париж; серии «Футболисты» и «Бутылки в мастерской», пейзажи). Под впечатлением от декупажей А. Матисса палитра С. обогатилась сверкающими красками; знакомство с выдающимися музыкантами (О. Мессиан, П. Булез, И. Ф. Стравинский, джазовые исполнители) побудило С. к поискам живописной «визуализации» музыки [«Фуга» (1951–52, коллекция Филлипс, Вашингтон), «Музыканты» («Оркестр», 1953, Нац. музей совр. иск-ва, Париж), «Концерт» (1955, частное собрание) и др.]. В пейзажах, написанных на юге Франции и на Сицилии, изображение медленно проступает сквозь монолитные блоки цветоформ («Агридженто», 1953, Кунстхаус, Цюрих). Иллюстрировал книги стихов Р. Шара и П. Лекюира. После самоубийства С. его творчество, преодолевшее антиномию абстракции – фигуративности, получило широкое признание.