ДЮБЮФФЕ́ ЖАН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЮБЮФФЕ́ (Dubuffet) Жан (Жан Филипп Артур) (31.7.1901, Гавр – 12.5.1985, Париж), франц. живописец. Обучался в АХ Гавра (1916–17) и в академии Р. Жюлиана в Париже (1918). После путешествия в Италию (1923) занялся торговлей вином (с 1924) и уехал в Буэнос-Айрес. Вновь обратившись к творчеству (с 1933), исполнял портреты, маски и куклы-марионетки, создавал большие живописные серии («Метро», 1943; «Марионетки города и деревни», 1943–44; «Феерические пейзажи», 1946–47; «Грунты и земли. Мысленные пейзажи», 1951–1952, и др.), экспериментировал с разл. техниками. Источником вдохновения для Д. служили «однородные пространства» – море, снежные наносы, застывшие потоки лавы, выщербленные ветром каменистые ландшафты, степи, пустыни (неоднократно посещал Сев. Африку, в 1947–49 путешествовал по Сахаре); многослойная красочная масса с примесями песка, гравия, ракушек и т. п. в его картинах имитирует поверхности неживой природы.
Д. ввёл в иск-во понятие ар брют. В портретных сериях «Они красивее, чем полагают» (1946–47) и «Дамские тела» (1950–51) карикатурные, агрессивные фигуры словно бросают вызов всем эстетич. нормам; серия «Текстурологии» (1957–59) вызывает в памяти старые, облупившиеся стены, испещрённые трещинами геологич. пласты; цикл «Материологии» (1959–60) обыгрывает фактурные качества мятой фольги и бумаги, тканей, полистирола, смолы, высохших растений и т. п. Картины поздних циклов («Урлуп», 1962–74; «Театры памяти», 1975–78; «Психоландшафты», 1981–82, и др.) приобретают сходство с топологич. головоломкой, зрительными лабиринтами, в которых блуждают ирреальные образы-фантомы. Эту систему, стимулирующую поисковую активность зрительского восприятия, Д. использовал также в скульптуре. Покрывая объёмные фигуры цветными меандрами, художник создал своеобразную «скульпто-живопись», развивающуюся в пространстве. Д. занимался и искусством книги, в котором рисунок, текст, каллиграфия составляют единое целое. Работы Д. находятся в Музее декоративного иск-ва и в Нац. музее совр. иск-ва в Париже, Музее совр. иск-ва в Нью-Йорке и др. собраниях.