ЛИ́ПШИ́Ц
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИ́ПШИ́Ц (Lipchitz) Жак (наст. имя Хаим Яков) [10(22).8.1891, Друскеники Гродненской губ. (ныне Друскининкай, Литва) – 26.5.1973, Капри, Италия; похоронен в Иерусалиме], франц. и амер. скульптор. Сын строит. подрядчика. Посещал занятия в Рисовальной школе в Вильне, готовился стать архитектором. В 1909 уехал в Париж, где обучался скульптуре в Школе изящных искусств у Ж. А. Энжалбера, в академиях Р. Жюлиана (у Р. Верле) и Ф. Коларосси. Ранние работы скульптора (1910–12) близки классицизирующему стилю А. Майоля и Ш. Деспио. В 1911–12 Л. посетил С.-Петербург, где, в частности, изучал коллекцию скифского иск-ва в имп. Эрмитаже.
По возвращении в Париж Л. вошёл в круг мастеров парижской школы (К. Брынкуши, А. Модильяни, Х. Сутин, А. Архипенко и др., также поэты Б. Сандрар, М. Жакоб); увлёкся афр. иск-вом и др.-егип. пластикой. В 1913 Д. Ривера познакомил его с П. Пикассо, благодаря чему Л. начал использовать приёмы кубизма в своих работах (одна из первых – «Мать и дитя», бронза, 1913–14, частное собрание), став одним из видных представителей франц. авангардизма. Кубистич. скульптуры Л. 1915–16 выстраиваются из резко вырубленных форм, фигуры уподобляются нагромождениям каменных блоков («Голова», бронза, 1915, галерея Тейт, Лондон; «Гитарист», бронза, 1916, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк; «Привставшая фигура», камень, 1916, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). В нач. 1920-х гг. исполнил бюсты Ж. Кокто, Г. Стайн, Коко Шанель, Р. Радиге. В 1920-е гг. тяжеловесные, плотно сомкнутые объёмы сменяются у Л. «открытыми» формами, где массы прорезаются пустотами. В 1930-е гг. создал ряд скульптур на мифологич. темы (в т. ч. композицию «Прометей» для Дворца открытий и изобретений на Всемирной выставке 1937 в Париже; получил золотую медаль). Участвовал в выставках рус. иск-ва в Лондоне (1921), Париже (1931), также в рус. отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928) и др. В 1924 получил франц. гражданство; переехал в Булонь-сюр-Сен. В 1935 посетил СССР.
В 1940 Л. переехал в Тулузу, в июне 1941 эмигрировал в США; с 1947 проживал в Гастингсе-на-Гудзоне (штат Нью-Йорк). В 1958 принял гражданство США; посещал Израиль (1963, 1967). В скульптуре амер. периода преобладают округлые, напряжённо изгибающиеся формы. Создавал заказные монументальные работы (все – бронза), в т. ч. статую «Прометей, удушающий орла» (1944–53, Худож. центр Уокера, Миннеаполис), в аллегорич. форме изображающую победу над фашизмом; «Мадонну» (проект 1947, осуществлён ок. 1955) для ц. Нотр-Дам-де-Льес в Асси (Франция); барельеф «Рождение муз» для особняка Дж. Д. Рокфеллера (1950; варианты – кампус Массачусетского технологич. ин-та, Кембридж, США, и др.); композиции «Мир на Земле» для Муз. центра в Лос-Анджелесе (1969) и «Беллерофонт, укрощающий Пегаса» для Колумбийского ун-та (1972). Кавалер ордена Почётного легиона (1946).