Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИ́ПШИ́Ц

Авторы: В. А. Крючкова

ЛИ́ПШИ́Ц (Lipchitz) Жак (наст. имя Ха­им Яков) [10(22).8.1891, Дру­ске­ни­ки Грод­нен­ской губ. (ны­не Дру­ски­нин­кай, Лит­ва) – 26.5.1973, Ка­при, Ита­лия; по­хо­ро­нен в Ие­ру­са­ли­ме], франц. и амер. скульп­тор. Сын стро­ит. под­ряд­чи­ка. По­се­щал за­ня­тия в Ри­со­валь­ной шко­ле в Виль­не, го­то­вил­ся стать ар­хи­тек­то­ром. В 1909 уе­хал в Па­риж, где обу­чал­ся скульп­ту­ре в Шко­ле изящ­ных ис­кусств у Ж. А. Эн­жал­бе­ра, в ака­де­ми­ях Р. Жю­лиа­на (у Р. Вер­ле) и Ф. Ко­ла­рос­си. Ран­ние ра­бо­ты скульп­то­ра (1910–12) близ­ки клас­си­ци­зи­рую­ще­му сти­лю А. Май­о­ля и Ш. Дес­пио. В 1911–12 Л. по­се­тил С.-Пе­тер­бург, где, в ча­ст­но­сти, изу­чал кол­лек­цию скиф­ско­го иск-ва в имп. Эр­ми­та­же.

По воз­вра­ще­нии в Па­риж Л. во­шёл в круг мас­те­ров па­риж­ской шко­лы (К. Брын­ку­ши, А. Мо­диль­я­ни, Х. Су­тин, А. Ар­хи­пен­ко и др., так­же по­эты Б. Сан­д­рар, М. Жа­коб); ув­лёк­ся афр. иск-вом и др.-егип. пла­сти­кой. В 1913 Д. Ри­ве­ра по­зна­ко­мил его с П. Пи­кас­со, бла­го­да­ря че­му Л. на­чал ис­поль­зо­вать приё­мы ку­биз­ма в сво­их ра­бо­тах (од­на из пер­вых – «Мать и ди­тя», брон­за, 1913–14, ча­ст­ное со­б­ра­ние), став од­ним из вид­ных пред­ста­ви­те­лей франц. аван­гар­диз­ма. Ку­би­стич. скульп­ту­ры Л. 1915–16 вы­страи­ва­ют­ся из рез­ко вы­руб­лен­ных форм, фи­гу­ры упо­доб­ля­ют­ся на­гро­мо­ж­де­ни­ям ка­мен­ных бло­ков («Го­ло­ва», брон­за, 1915, га­ле­рея Тейт, Лон­дон; «Ги­та­рист», брон­за, 1916, Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк; «При­встав­шая фи­гу­ра», ка­мень, 1916, Му­зей С. Гуг­ген­хей­ма, Нью-Йорк). В нач. 1920-х гг. ис­пол­нил бюс­ты Ж. Кок­то, Г. Стайн, Ко­ко Ша­нель, Р. Ра­ди­ге. В 1920-е гг. тя­же­ло­вес­ные, плот­но сомк­ну­тые объ­ё­мы сме­ня­ют­ся у Л. «от­кры­ты­ми» фор­ма­ми, где мас­сы про­ре­за­ют­ся пус­то­та­ми. В 1930-е гг. соз­дал ряд скульп­тур на ми­фо­ло­гич. те­мы (в т. ч. ком­по­зи­цию «Про­ме­тей» для Двор­ца от­кры­тий и изо­бре­те­ний на Все­мир­ной вы­став­ке 1937 в Па­ри­же; по­лу­чил зо­ло­тую ме­даль). Уча­ст­во­вал в вы­став­ках рус. иск-ва в Лон­до­не (1921), Па­ри­же (1931), так­же в рус. от­де­ле вы­став­ки «Со­вре­мен­ное фран­цуз­ское ис­кус­ст­во» в Мо­ск­ве (1928) и др. В 1924 по­лу­чил франц. гра­ж­дан­ст­во; пе­ре­ехал в Бу­лонь-сюр-Сен. В 1935 по­се­тил СССР.

Ж. Липшиц. «Рождение муз». 1944–50. Кампус Массачусетского технологического института (Кембридж, штат Массачусетс, США).

В 1940 Л. пе­ре­ехал в Ту­лу­зу, в ию­не 1941 эмиг­ри­ро­вал в США; с 1947 про­жи­вал в Гас­тинг­се-на-Гуд­зо­не (штат Нью-Йорк). В 1958 при­нял гра­ж­дан­ст­во США; по­се­щал Из­ра­иль (1963, 1967). В скульп­ту­ре амер. пе­рио­да пре­об­ла­да­ют ок­руг­лые, на­пря­жён­но из­ги­баю­щие­ся фор­мы. Соз­да­вал за­каз­ные мо­ну­мен­таль­ные ра­бо­ты (все – брон­за), в т. ч. ста­тую «Про­ме­тей, уду­шаю­щий ор­ла» (1944–53, Ху­дож. центр Уо­ке­ра, Мин­неа­по­лис), в ал­ле­го­рич. фор­ме изо­бра­жаю­щую по­бе­ду над фа­шиз­мом; «Ма­дон­ну» (про­ект 1947, осу­ще­ст­в­лён ок. 1955) для ц. Нотр-Дам-де-Льес в Ас­си (Фран­ция); ба­рель­еф «Ро­ж­де­ние муз» для особ­ня­ка Дж. Д. Рок­фел­ле­ра (1950; вариан­ты – кам­пус Мас­са­чу­сет­ско­го тех­но­логич. ин-та, Кемб­ридж, США, и др.); ком­по­зи­ции «Мир на Зем­ле» для Муз. цен­тра в Лос-Анд­же­ле­се (1969) и «Бел­ле­ро­фонт, ук­ро­щаю­щий Пе­га­са» для Ко­лум­бий­ско­го ун-та (1972). Ка­ва­лер ор­де­на По­чёт­но­го ле­гио­на (1946).

Соч.: A. Modigliani. P., 1952; My life in sculp­ture. N. Y., 1972 (with H. H. Arnason).

Лит.: Raynal M. J. Lipchitz. P., 1947; Hope H. R. The sculptures of J. Lipchitz. N. Y., 1954; Patai I. Encounters: the life of J. Lipchitz. N. Y., 1960; Arnason H. H. J. Lipchitz: sketches in bronze. L., 1969; Hammacher A. M. J. Lip­chitz. N. Y., 1975; Stott D. A. J. Lipchitz and cubism. N. Y., 1978; Wilkinson A. G. J. Lip­chitz: a life in sculpture. Toronto, 1989; idem. The sculpture of J. Lipchitz. L., 1996–2000. Vol. 1–2.

Вернуться к началу