ГРИС ХУАН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРИС (Gris) Хуан (псевд.; настоящие имя и фам. Хосе Викториано Кармело Карлос Гонсалес Перес, González Pérez) (23.3.1887, Мадрид – 11.5.1927, Булонь-сюр-Сен), исп. и франц. живописец, рисовальщик. В 1902–04 обучался в мадридской Школе искусств и ремёсел, затем брал уроки живописи у Х. М. Карбонеро. В 1905–11 рисовал для журналов («Renacimiento latino» в Мадриде, «Papitú » в Барселоне, «Le Charivari» в Париже и др.) в традициях графики модерна. В 1906 прибыл в Париж, где сблизился с П. Пикассо и Ж. Браком, Г. Аполлинером и др.; ок. 1911 создал свои первые кубистич. натюрморты («Гитара и цветы», 1912, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк). В них система аналитич. кубизма модифицируется в соответствии с опытом работы Г. в области декоративной графики: плоскостные формы очерчиваются правильными полукружиями, овалами и т. п.; тени создают впечатление призмы, в гранях которой оптически смещается пространство, формы удваиваются или множатся. Картины Г. отличаются холодной тональностью (серые, голубые, серебристые оттенки) и «металлич.» блеском поверхности. Ок. 1913 Г. переходит к синтетич. кубизму: в его полотнах появляются наклейки, надписи, цифры; цветовая гамма становится более плотной, насыщенной; абстрактные и фигуративные детали смыкаются в конструктивные построения («Курильщик», 1913, частное собрание, Нью-Йорк; «Ваза с фруктами и графин», 1914, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). К этому времени Г. выработал метод решётчатых построений – элементы форм вписывались в ячейки предварительно расчерченной плоскости. Этот рациональный, «инженерный» подход впоследствии определил сближение Г. с мастерами пуризма (с 1921). В картинах 1915–16 усиливается цветовая насыщенность, усложняются пространственные отношения («Натюрморт перед открытым окном. Площадь Равиньян», 1915, Музей иск-в, Филадельфия; «Фруктовая чаша, бокал и газета», 1916, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк, и др.). В поздней живописи Г. значит. место занимает тема человеческой фигуры [«Девушка с мандолиной (по К. Коро)», 1916, Худож. музей, Базель, и др.]; в сериях «Арлекины» и «Пьеро» (1919 и 1921–23) кубистич. сломы форм уступают место широко скруглённым линиям, описывающим монументальные объёмы. Сближение с неоклассицизмом прослеживается и в натюрмортах с их лаконичными укрупнёнными формами («Канигу», 1921, галерея Олбрайт-Нокс, Буффало; «Голубой ковёр», 1925, Нац. музей совр. иск-ва, Париж, и др.). Исполнял также офорты и литографии; оформил балет «Искушения пастушки» (на муз. М. П. де Монтеклера, 1924, Русский балет Дягилева). В своих лекциях и статьях Г. уделял большое внимание разработке теории кубизма.