ПАСКЕ́Н ЖЮЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАСКЕ́Н (Pascin) Жюль (наст. имя и фам. Юлиус Пинкас, Pincas) (31.3.1885, Видин, Болгария – 2.6.1930, Париж), франц. живописец. Обучался в худож. школе в Мюнхене (1903) у М. Хеймана. Начинал творч. деятельность (с 1904) как иллюстратор мюнхенского сатирич. ж. «Simplicissimus» (его рисунки публиковались до 1913); ранняя графика, отмеченная гротеском, близка нем. югендстилю и свидетельствует о влиянии А. де Тулуз-Лотрека. В 1905 сменил фамилию, чтобы обозначить решительный разрыв с семьёй, не одобрявшей его занятий иск-вом. В кон. 1905 переселился в Париж, где вскоре вошёл в круг мастеров парижской школы. Апробировав стилистику П. Сезанна, мастеров фовизма, П. в женских портретах, фигурах обнажённых выработал собств. живописную манеру, отличающуюся тонкими переливами светлых оттенков (портрет Эрмин Давид, 1908, Музей живописи и скульптуры, Гренобль, и др.). В начале 1-й мировой войны переехал в Лондон, затем в Нью-Йорк (возвращался туда в 1927 и 1928), совершал поездки по юго-вост. штатам США и на Кубу. В 1915–16 работал в стилистике кубизма («Женщина в пейзаже», 1916, частное собрание, Осло). Получив амер. гражданство (1920), в том же году вернулся в Париж. Путешествовал по Тунису (1921, 1926), Испании и Португалии (1929). В артистич. кругах приобрёл известность богемным образом жизни и огромными тратами. Покончил с собой в день открытия своей большой выставки. П. создал неск. больших полотен на библейские темы, но с наибольшей полнотой его талант раскрылся в камерных сюжетах (изображения цветов, сцены в кафе, портреты и др.). Акварели и небольшие картины П. отличают богатство колористич. гаммы, разработанной в узких пределах сближенных тонов, тонкая передача объёмов и эффектов освещения («Мечтательница», Музей изящных искусств, Нанси; «Обед», 1923, Музей совр. иск-ва, Льеж; «Две спящие женщины», 1927, Нац. музей совр. иск-ва, Париж; «Манолита», 1929, Муниципальный музей совр. иск-ва, Париж).