ТУЛУ́З-ЛОТРЕ́К ТУЛУЗ-ЛОТРЕК-МОНФА АНРИ МАРИ РАЙМОН ДЕ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТУЛУ́З-ЛОТРЕ́К, Тулуз-Лотрек-Монфа (Toulouse-Lautrec Montfa) Анри Мари Раймон де (24.11.1864, Альби – 9.9.1901, замок Мальроме, деп-т Жиронда), франц. живописец, график. Последний представитель по мужской линии рода графов Тулузских. В результате перелома обеих ног в 14 лет остался калекой. Занимался живописью и рисунком у Р. Пренсто (ок. 1872–81), в 1882–86 у Л. Боннá и в мастерской Ф. Кормона в Париже, где познакомился с Э. Бернаром, В. Ван Гогом (исполнил его портрет, 1887, Музей Ван Гога, Амстердам). Много рисовал с натуры (на улицах, в кафе, дома); особенно удачны у молодого Т.-Л. изображения коней и всадников («Артиллерист, седлающий коня», 1879, Музей Тулуз-Лотрека, Альби; «Альфонс де Тулуз-Лотрек в карете», 1881, Музей Пти-Пале, Париж, и др.). Этой же точностью рисунка, умением схватить характерные позу, жест отмечены ранние портреты близких (бабушки, 1882, частное собрание, Нью-Йорк; матери, 1883, Музей Тулуз-Лотрека, Альби). Под влиянием иск-ва Э. Дега нередко разрабатывал сходные сюжеты («Прачка с корзиной», литография, 1888; «Сидящая танцовщица», ок. 1888, частное собрание, Париж; «Туалет», 1896, Музей Орсе, Париж, и др.). Художник насмешливого, саркастического склада ума, Т.-Л. воссоздавал атмосферу Парижа конца 19 века, изображая причудливых персонажей парижского «дна» и худож. богемы, но избегая всякого морализаторства («В "Мулен де ла Галлет"», 1889, Ин-т искусств Чикаго; «Пересохшая глотка», ок. 1889, Музей Фогг, Кембридж; «В кабаре», 1892, Нац. галерея иск-ва, Вашингтон; «Диван», 1894–96, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, и мн. др.). Среди любимых персонажей – артисты с яркой индивидуальностью («Ла Гулю, входящая в "Мулен Руж"», 1892, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк; «Джейн Авриль, выходящая из "Мулен Руж"», 1892, Атенеум, Хартфорд; «Певица Иветт Гильбер», 1894, ГМИИ, и др.). С простотой и безыскусностью Т.-Л. изображает лишь животных (рисунки для кн. «Естественные истории» Ж. Ренара, 1897, Нац. б-ка, Париж). Исполнил много плакатов и афиш, поднимая их на уровень подлинного иск-ва: тяга к монументализации образа сочетается здесь со свободным рисунком, стремительными ритмами, динамикой и асимметрией композиции, контрастными сочетаниями локальных цветовых пятен, порождая особую экспрессию форм, стилистически близкую модерну.