ВАН ГОГ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВАН ГОГ (van Gogh) Винсент Виллем (30.3.1853, Грот-Зюндерт, пров. Сев. Брабант – 29.7.1890, Овер-сюр-Уаз, близ Парижа), голл. живописец и рисовальщик. Родился в семье пастора; не получил систематич. образования. В 1869–1876 служил комиссионером в гаагской фирме по продаже произведений искусства, посетил Брюссель, Лондон и Париж; в 1876 преподавал в школе в Рамсгите (Англия). В 1877 обучался в миссионерской школе в Лакене (близ Брюсселя), в 1878–79 занимался проповеднич. деятельностью среди горняков Боринажа (Бельгия). В эти годы В. Г. осознал своё призвание – стать художником униженных и обездоленных, изображая их тяжёлый труд. Недолго посещал АХ в Брюсселе (1880–81), в Гааге пользовался советами живописца А. Мауве (1882–83), здесь же получил свой первый и единственный заказ (12 рисунков видов города). Работал также в Дренте (1883), Нуэнене (1884–85), Антверпене (1885–1886), где посещал АХ и частную школу рисунка, изучал живопись Рембрандта, П. П. Рубенса и др. старых мастеров, познакомился с япон. гравюрой. В своих рисунках голл. периода (всего св. 1300) и живописных работах (с 1882) В. Г. обращался к изображению суровой природы и быта шахтёров, земледельцев, брабантских ткачей. Считая себя продолжателем традиций реализма 19 в., прежде всего работ Ф. Милле на крестьянскую тему, В. Г. достигал, тем не менее, во мн. полотнах символистского обобщения: рисунок «Скорбь» (1882, частное собрание, Гаага), картины «Едоки картофеля» (1885, Музей Ван Гога, Амстердам, и Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), также натюрморты, написанные в сумрачной живописной гамме и наделённые религ.-филос. подтекстом («Натюрморт с открытой Библией и погасшей свечой», 1885, Музей Ван Гога, Амстердам).
Стремительная эволюция творчества В. Г. началась после его переезда во Францию. В 1886–88 он посещал студию Ф. Кормона в Париже, где познакомился с А. де Тулуз-Лотреком; изучение живописи Э. Делакруа, А. Монтичелли, мастеров импрессионизма, неоимпрессионизма и понт-авенской школы (П. Гогена и др.) усилило интерес В. Г. к проблемам колорита, композиции, экспрессии мазка. В этот период палитра В. Г. становится светлой, исчезают земляные краски, появляются чистые голубые, золотисто-жёлтые, розовые, красные тона; самоценную выразительность приобретает фактура картин – динамичный, стремительный, как бы струящийся мазок (виды Монмартра, интерьеры ресторанов, натюрморты, портреты – в т. ч. «Папаша Танги», 1887, Музей Родена, Париж). Множественность испытанных В. Г. влияний, его интерес к самым разным явлениям совр. иск-ва неизменно претворены в уникальный индивидуальный стиль.
Окончательное своеобразие творч. манеры художника определилось в его «арльский период» (февр. 1888 – май 1889). Мучительный поиск гармонии и красоты, – одновременно подавленность и страх перед враждебными человеку силами – находили воплощение то в пронизанных солнечным светом, сияющих чистыми красками пейзажах Прованса и натюрмортах («Цветущая слива», 1887, Музей Ван Гога, Амстердам; «Подсолнухи», 1888, там же и Новая пинакотека, Мюнхен), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночное кафе в Арле», 1888, Худож. галерея Йельского ун-та, Нью-Хейвен). Динамика цвета и мазка одухотворяет не только природу и людей («Красные виноградники в Арле», 1888, ГМИИ, и др.), но и неодушевлённые предметы («Спальня Ван Гога в Арле», 1888, Музей Ван Гога, Амстердам). Живописная система этих произведений построена на сочетаниях ярких цветов, выразит. ритме рисунка и смелых, свободных композиционных решениях. В кон. 1888 В. Г. в Арле посетил П. Гоген; о драматич. разрыве между художниками повествуют полотна «Кресло Гогена» (1888, Музей Ван Гога, Амстердам) и автопортреты В. Г. («Автопортрет с перевязанным ухом», 1889, собрание Ли Б. Блок, Чикаго и Ин-т Курто, Лондон).
Напряжённая работа В. Г. в последние годы жизни сопровождалась приступами депрессии, которая привела его в клинику для душевнобольных в Арле (февраль–май 1889), затем в Сен-Реми-де-Прованс (май 1889 – май 1890) и в Овер-сюр-Уаз (май–июль 1890). Творчество двух последних лет жизни отмечено экстатич. одержимостью, предельно обострённой экспрессией цветовых сочетаний, резкими сменами настроения – от исступлённого отчаяния и мрачного визионерства, сближающего его с символизмом («Прогулка заключённых» по мотивам гравюры Г. Доре, 1890, ГМИИ; «Дорога с кипарисами и звёздами», 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Вороны в пшеничном поле», 1890, Музей Ван Гога, Амстердам), до трепетного чувства просветления и умиротворения («Пейзаж в Овере после дождя», 1890, ГМИИ). В большой серии его автопортретов, как и в знаменитых письмах к брату Тео Ван Гогу (1857–1891) и немногим друзьям (изданы в 4 тт., 1952–54), отразились болезненно-мучительные поиски духовных, нравственных ценностей. Во время очередного приступа болезни 27.7.1890 художник нанёс себе смертельное огнестрельное ранение.
Творчество В. Г. отразило сложнейший переломный момент в худож. культуре кон. 19 в., социальную драму нового иск-ва. Глубоко личностное мировосприятие и трагич. пафос, выраженные в его произведениях, определили особое место В. Г. в иск-ве постимпрессионизма и оказали значит. воздействие на авангардизм 20 в. (в частности, на мастеров франц. фовизма и нем. экспрессионизма).