МИЛЛЕ́ ЖАН ФРАНСУА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИЛЛЕ́ (Millet) Жан Франсуа (4.10.1814, Грюши, близ Шербура – 20.1.1875, дер. Барбизон, близ Парижа), франц. живописец и график. Происходил из крестьянской семьи, имевшей земельный надел в Нормандии; до 18 лет занимался крестьянским трудом. Учился живописи в Шербуре у Б. Дюмуселя и Л. Т. Ланглуа (ученика А. Ж. Гро). Получив стипендию от муниципалитета Шербура, обучался в мастерской П. Делароша в Париже (1837–38), изучал работы старых мастеров в Лувре, также творчество Э. Делакруа; увлечение иск-вом Микеланджело в дальнейшем отразилось в скульптурной трактовке форм в его живописи. Ради заработка М. писал жанровые сценки в духе 18 в., но гл. областью его раннего творчества были портреты, отмеченные естественностью и искренностью: бабушки художника (1834), жены (П. В. Оно) и автопортрет (оба 1841, Музей изящных искусств, Бостон), «Морской офицер» (1845, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и др. В кон. 1840-х гг. создал ряд религ. картин («Св. Иероним», «Агарь», обе 1849, Музей Месдаг, Гаага).
В 1849 М. поселился в дер. Барбизон (близ Фонтенбло), где сблизился с художниками барбизонской школы (прежде всего с Т. Руссо). Он писал пейзажи и эпич. картины, изображающие деревенскую жизнь: «Веяльщик» (1848, частное собрание, США), «Сеятель» (1850, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Собирательницы колосьев» (1857, музей Орсе, Париж), «Крестьянки с хворостом» (1858, Эрмитаж, С.-Петербург), «Человек с мотыгой» (1863, музей Орсе) и др. Точность в передаче одежды, пейзажа, экономная отточенность характерного жеста, конкретность образов сочетаются у М. с монументализацией и обобщением формы в соответствии с его принципом: «...в искусстве надо иметь ведущую первоидею и выражать её красноречиво… с силой, как чеканят медаль». Образы М. словно осеняет тень Вергилия, воспевшего в своих «Георгиках» труды земледельца. Классич. ясность композиции, гармоничность неярких, но чистых тонов, плавные линии силуэтов, мягкий, золотистый свет, объединяющий пространственные планы, создают ощущение подлинной жизни, претворённой в худож. образ. Одна из гл. работ М. – картина «Анжелюс» («Вечерняя молитва», 1857–59, музей Орсе), где изображены мужчина и женщина, склонившиеся посреди поля в тихой молитве при звуках далёкого колокола. Обыденная сцена из крестьянской жизни приобретает здесь характер филос. притчи о смысле бытия. Исполнял также офорты (с 1855; «Землекопы», «Сеятель» и др.).
Работы М. повлияли на формирование раннего творчества В. Ван Гога; его образы цитировал в своих произведениях С. Дали.