ДЕГА́ ЭДГАР
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕГА́ (Degas) Эдгар (собственно Эдгар Илер Жермен Де Га, De Gas) (19.7.1834, Париж – 27.9.1917, там же), франц. живописец, график, скульптор, фотограф. Родился в семье банкира. Учился на юридич. ф-те Парижского ун-та (1853), в 1855 – в Школе изящных искусств у Ф. Ж. Барриаса и Л. Ламота (ученика Ж. О. Д. Энгра); копировал в Лувре работы старых мастеров. В 1856–60 Д. жил в Италии, где изучал живопись флорентийских мастеров, Рафаэля, Дж. Беллини и др. В раннем творчестве преобладали автопортреты либо изображения близких и друзей (брата, Ашиля Дега, ок. 1855; отца, 1857 и ок. 1869; все – в Музее Орсе, Париж; Г. Моро, ок. 1860, Музей Г. Моро, Париж; Л. Бонна, ок. 1863, Музей Л. Бонна, Байонна; Эдмона и Терезы Морбилли, 1864, Нац. галерея искусств, Вашингтон, и 1867, Музей изящных искусств, Бостон, и др.). Они отмечены тонким психологизмом, одухотворённостью, в то же время – отточенностью линии, заставляющей вспомнить работы Ж. Фуке, Ф. Клуэ, А. Бронзино и Ж. О. Д. Энгра. Вернувшись из Италии, создал также неск. историч. картин («Спартанские девушки, вызывающие юношей на состязание», 1860, Нац. галерея, Лондон; «Семирамида, строящая Вавилон», 1861, Музей Орсе).
В 1862 Д. познакомился с Э. Мане, часто посещал кафе Гербуа – место встреч молодых художников, будущих импрессионистов; здесь он общался с Э. Золя и П. Сезанном. Гл. темой творчества Д. стала жизнь большого города; его худож. интерес сосредоточен на воссоздании жизни в движении, стремлении схватить характерную позу, жест: он любуется ловкими жокеями, великолепными скакунами, нарядной толпой зрителей («На скачках в провинции», ок. 1869, Музей изящных искусств, Бостон; «Жокеи перед трибунами», ок. 1868–69, Музей Орсе); пишет также серии картин, посвящённых парижским гладильщицам, прачкам, модисткам, находит своих типажей в гор. кафе («Абсент», 1876, Музей Орсе). Художник много путешествовал по Франции, также по Бельгии (1869), США (1872); после пребывания у родственников матери написана «Хлопковая контора в новом Орлеане» (1873, Музей изящных искусств, По). Другая излюбленная тема работ Д. – мир балета, цирка, репетиций; иногда он предстаёт как феерия, волшебство («Этуаль», ок. 1877–78, Музей Орсе), но чаще – как рутина, утомительный труд («Танцевальное фойе Оперы», 1872, Музей Орсе; «Репетиция балета на сцене», ок. 1873, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, и Музей Орсе).
Д. принимал участие в выставках импрессионистов, начиная с первой (1874), однако его творчество ближе Э. Мане: Д. любит острую, характерную линию, рисунок, локальное пятно. Импрессионизм Д. проявился не в воссоздании световоздушного состояния ландшафтного или фигурного мотива, а в стремлении изображать людей в их естественном, обыденном поведении (сам Д. называл это «методом замочной скважины») – он создаёт целые серии «женщин за туалетом», полных неожиданности и очарования естественности. Для создания эффектов динамики и подвижности Д. нередко прибегал к таким приёмам, как поднятие линии горизонта, смещение центра композиции, неожиданный срез кадра, нарушение перспективы, игра слепящего искусственного света («Оркестр в Опере», 1868–69, Музей Орсе; «Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Нац. галерея, Лондон). Цветовая среда начинает преобладать в его поздних пастелях («Голубые танцовщицы», ок. 1890, Музей Орсе; ок. 1897–99, ГМИИ); в последних живописных работах цвет у Д. отделяется от линии, приобретает несвойственные ему ранее независимость и интенсивность (серия «Русский танец», 1899; «У модистки», 1905–10, все – пастель). «Чистые» пейзажи редки у Д. и созданы чаще всего по воспоминаниям («В Люксембургском саду», 1876–80, Музей Фабра, Монпелье) либо по фотографиям (Д. профессионально занимался ей с 1895) – как серия видов городка Сен-Валери-сюр-Сом (ок. 1898), отмеченная необычным цветовидением (розовое небо, сиреневая земля).
В 1870–71 Д. принимал участие в обороне Парижа; после простуды у него началось ухудшение зрения, приведшее в конце его жизни к почти полной слепоте. Отчасти из-за этого Д. обращается (с 1880-х гг.) к скульптуре; он лепит преим. изображения балерин и коней, в полной мере реализуя свойственное ему обострённое пластич. мышление, передачу движения в пространстве (после смерти Д. большинство его скульптур были переведены из воска в бронзу). Преемниками Д. можно считать А. де Тулуз-Лотрека, развивавшего тему театра и стремление к подчёркнутой характерности изображаемых персонажей, их поз и движений, также художников группы «Наби».