ЗОЛЯ́
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗОЛЯ́ (Zola) Эмиль (Эмиль Эдуар Шарль Антуан) (2.4.1840, Париж – 29.9.1902, там же), франц. писатель. Отец – итал. инженер, мать – француженка. Детство провёл в Экс-ан-Провансе. Учился в коллеже (1852–57); под влиянием романтиков В. Гюго, А. де Мюссе начал писать стихи, познакомился с П. Сезанном. В 1858 переехал в Париж, поступил в лицей (не окончил). Дебютировал сказкой «Фея любви» («La fée amoureuse», 1859). Нуждаясь в средствах, брался за случайные заработки; в 1862–66 служил в изд-ве «Ашетт», занимался лит. и худож. критикой; сблизился с артистич. богемой. В сб. рассказов «Сказки Нинон» («Contes à Ninon», 1864) заметен отход от романтизма. Первый роман З. – автобиографич. «Исповедь Клода» («La confession de Claude», 1865) повествует о трагич. взаимоотношениях молодого художника и падшей женщины. На формирование зрелой манеры З. оказали влияние идеи И. Тэна, К. Бернара, живопись Э. Мане и ранних импрессионистов (искусство которых З. защищал в худож.-критич. статьях), творчество Г. Флобера, Э. и Ж. де Гонкуров, с которыми З. был лично знаком, а также О. де Бальзака. В 1867 вышел роман «Тереза Ракен» («Thé rè se Raquin», 1867) – о брутальной страсти, любви как «болезни»; предисловие к его 2-му изд. (1868) стало программой натурализма, принципы которого З., считавший себя основателем новой лит. школы, раскрыл позднее в книгах «Экспериментальный роман» («Le roman experimental», 1880), «Романисты-натуралисты» («Les romanciers naturalistes», 1881), «Натурализм в театре» («Naturalisme au théâtre», 1881). Творчество, по мнению З., сродни науч. исследованию: оно интерпретирует человека как биологич. существо, подчиняющееся законам физиологии, наследственности. Персонажи З. находятся в вечном плену у своего рода биологич. «рока», хотя и пытаются с ним бороться. Социум в целом у З. уподоблен организму, также существующему по биологич. законам. Эти идеи получили развитие в цикле из 20 романов «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи при Второй империи» («Les Rougon-Macquart. Histoire naturelle et sociale d’une famille sous le second empire», 1871–93). В истории семьи, одна ветвь которой деградирует, а другая преуспевает, З. отображает становление и гибель империи Наполеона III, поражённой социально-биологич. вырождением, которое проявляется в безудержной жажде наживы, насилии над человеческой природой. Каждый роман, рисуя очередной акт этой драмы, даёт панораму разных сословий (от пролетариев, крестьян, люмпенов до правящих кругов), профессий (прачка, машинист поезда, художник и др.), обществ. недугов (проституция, пьянство, неврозы, бытовые преступления и др.), катаклизмов (шахтёрский бунт, франко-прусская война, техногенные катастрофы и др.). Наиболее значит. романы цикла – «Чрево Парижа» («Le ventre de Paris», 1873), «Проступок аббата Муре» («La faute de l’abbé Mouret», 1875), «Западня» («L’assommoir», 1877), «Страница любви» («Une page d’amour», 1878), «Жерминаль» («Germinal», на рус. яз. издан в 1884, на франц. яз. – в 1885), «Земля» («La terre», 1887), «Человек-зверь» («La bête humaine», 1890), «Разгром» («La débâcle», 1892) и др. повествуют об искажении подлинной сути любви, семейных отношений под влиянием ложной морали; вместе с тем в них выражена вера в обновляющую силу эволюции, в «регенерацию» универсума. В романе «Творчество» («L’œuvre», 1886) отражены становление и кризис импрессионизма (с которым З. ассоциировал свою писательскую манеру); творчество предстаёт в нём как поединок художника с природой, в ходе которого искусство обособляется от неё и в своей автономности воспринимается отныне как нечто «противоестественное». Роман «Нана» («Nana», 1880) о «жрицах любви» поразил современников аллегорич. образами совр. апокалипсиса, надругания над имперскими святынями. Под впечатлением религ. проповеди Л. Н. Толстого З. создал циклы романов «Три города» («Les trois villes», 1894–98) и «Четыре Евангелия» («Les quatre É vangiles», 1899–1903). В 1897 З. встал на защиту ложно обвинённого в шпионаже офицера А. Дрейфуса (см. Дрейфуса дело), выступив с открытым письмом к президенту Франции «Я обвиняю» («J’accuse», 13.1.1898). З. писал также новеллы, пьесы, делал сценич. переложения своих романов.
Худож. программа З. в 1870-е гг. вызвала общественный скандал, но к кон. 1880-х гг. утвердилась во франц. прозе. Её осн. принципы – свободный, ничем не ограниченный выбор тем; обращение к современной, в т. ч. низовой гор. жизни; внимание к телесности, эротике, но в то же время и к новейшим достижениям технич. прогресса (которыми З., как поэт города, восхищался); на стилистич. уровне – повышенная визуальная выразительность письма, стремление к созданию ярких зрительных образов. Синтезируя в своём творчестве черты романтизма (апология прав творческой личности, по-прометеевски борющейся с природой; отчасти мистич. отношение к тайнам «крови»), натурализма, импрессионизма (зарисовки города в романе «Чрево Парижа») и символизма (трактовка «гибели империи» как социальной и космологич. катастрофы), З. искусно соединяет объективизм и лиричность (роман «Страница любви»), документальность и миф (образ Астарты-Венеры в романе «Нана»). Новаторство З. имело мировой резонанс и во многом предопределило поэтику социального романа 20 в. В России произведения З. активно переводились с 1870-х гг.; в 1875–1880 (при посредничестве И. С. Тургенева) З. сотрудничал с ж. «Вестник Европы». В 20 в. романы З. многократно экранизировались крупнейшими режиссёрами (Ж. Ренуар, Ж. Дювивье, М. Карне, Р. Клеман и др.). Награждён орденом Почётного легиона (1888).
Умер в результате несчастного случая, отравившись угарным газом.