ОРФИ́ЗМ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОРФИ́ЗМ (франц. orphisme), разновидность кубизма, сближавшегося с абстракционизмом, сформировавшаяся в живописи в нач. 1910-х гг. Термин введён в 1913 Г. Аполлинером для обозначения формальных качеств живописи Р. Делоне и близких ему художников. Ранее (в 1912) поэт употребил выражение «орфический кубизм» применительно к творчеству мастеров группы «Пюто» («Groupe de Puteaux»; художники Р. Делоне, С. Делоне-Терк, М. Дюшан, Р. Дюшан-Вийон, А. Ле Фоконье, А. Глез, Ф. Купка, Ф. Леже, Ж. Вийон и др.), представивших свои работы на выставке «Золотое сечение» («Section d’Or», 1912). О. в понимании Аполлинера являлся модификацией кубизма, дальнейшим продвижением его форм к абстракции. В названии, отсылавшем к др.-греч. певцу и музыканту Орфею, подразумевался принцип построения живописи по типу музыки, т. е. переход от миметич. форм к автономным пластич. знакам. Колористич. открытия О., использующего динамику движения цвета, и его специфич. приёмы (музыкальность ритмов, взаимопересечение криволинейных поверхностей и т. п.) оказали влияние на живописцев «Синего всадника» (Ф. Марк, А. Макке, П. Клее), на некоторых рус. художников (В. Д. Баранов-Россинэ, А. В. Лентулов, А. А. Экстер и др.). Течение, весьма близкое О., – возникший одновременно с ним синхромизм в творчестве амер. художников М. Рассела и С. Макдональд-Райта, работавших в то время в Париже.