Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОРФИ́ЗМ

Авторы: В. А. Крючкова
Орфизм. Р. Делоне. «Округлые формы. Солнце. Башня». 1913. Частное собрание (Париж).

ОРФИ́ЗМ (франц. orphisme), раз­но­вид­ность ку­биз­ма, сбли­жав­ше­го­ся с аб­ст­рак­цио­низ­мом, сфор­ми­ро­вав­шая­ся в жи­во­пи­си в нач. 1910-х гг. Тер­мин вве­дён в 1913 Г. Апол­ли­не­ром для обо­зна­че­ния фор­маль­ных ка­честв жи­во­пи­си Р. Де­ло­не и близ­ких ему ху­дож­ни­ков. Ра­нее (в 1912) по­эт упот­ре­бил вы­ра­же­ние «ор­фи­че­ский ку­бизм» при­ме­ни­тель­но к твор­че­ст­ву мас­те­ров груп­пы «Пю­то» («Groupe de Puteaux»; ху­дож­ни­ки Р. Де­ло­не, С. Де­ло­не-Терк, М. Дю­шан, Р. Дю­шан-Вий­он, А. Ле Фо­ко­нье, А. Глез, Ф. Куп­ка, Ф. Ле­же, Ж. Вий­он и др.), пред­ста­вив­ших свои ра­бо­ты на вы­став­ке «Зо­лотое се­че­ние» («Section d’Or», 1912). О. в по­ни­ма­нии Апол­ли­не­ра яв­лял­ся мо­ди­фи­ка­ци­ей ку­биз­ма, даль­ней­шим про­дви­же­ни­ем его форм к аб­ст­рак­ции. В на­зва­нии, от­сы­лав­шем к др.-греч. пев­цу и му­зы­кан­ту Ор­фею, под­ра­зу­ме­вал­ся прин­цип по­строе­ния жи­во­пи­си по ти­пу му­зы­ки, т. е. пе­ре­ход от ми­ме­тич. форм к ав­то­ном­ным пла­стич. зна­кам. Ко­ло­ри­стич. от­кры­тия О., ис­поль­зую­ще­го ди­на­ми­ку дви­же­ния цве­та, и его спе­ци­фич. приё­мы (му­зы­каль­ность рит­мов, взаи­мо­пе­ре­се­че­ние кри­во­ли­ней­ных по­верх­но­стей и т. п.) ока­за­ли влия­ние на жи­во­пис­цев «Си­не­го всад­ни­ка» (Ф. Марк, А. Мак­ке, П. Клее), на не­ко­то­рых рус. ху­дож­ни­ков (В. Д. Ба­ра­нов-Рос­си­нэ, А. В. Лен­ту­лов, А. А. Экс­тер и др.). Те­че­ние, весь­ма близ­кое О., – воз­ник­ший од­но­вре­мен­но с ним син­хро­мизм в твор­че­ст­ве амер. ху­дож­ни­ков М. Рас­се­ла и С. Мак­до­нальд-Рай­та, ра­бо­тав­ших в то вре­мя в Па­ри­же.

Лит.: Agee W. C. Synchromism and color principles in American painting, 1910–30. N. Y., 1965; Spate V. Orphism: the evolution of non-fi­gurative painting in Paris, 1910–1914. Oxf., 1979; Golding J. Cubism: a history and an analysis, 1907–1914. 3rd ed. L., 1988; Крюч­ко­ва В. А. Ку­бизм. Ор­физм. Пу­ризм. М., 2000; Rosenblum R. Cubism and twentieth-century art. N. Y., 2001.

Вернуться к началу