Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАРА́НОВ-РОССИНЭ́ ВЛАДИМИР ДАВИДОВИЧ

Авторы: А. М. Муратов
В. Д. Баранов-Россинэ. «Композиция». 1917–18. Третьяковская галерея (Москва).

БАРА́НОВ-РОССИНЭ́ (наст. фам. Ба­ра­нов) Вла­ди­мир (Шу­лим-Вольф, Лейб-Ле­о­нид) Да­ви­до­вич [1(13).1.1888, с. Боль­шая Ле­па­ти­ха Тав­ри­че­ской губ. – 1944], рос. жи­во­пи­сец, скульп­тор. Окон­чил Одес­ское ху­дож. уч-ще (1908), в 1908–09 учил­ся в пе­терб. АХ. Уча­ст­во­вал в вы­став­ках рос. объ­е­ди­не­ний «Ве­нок-Сте­фа­нос», «Тре­уголь­ник», «Им­прес­сио­ни­сты» (все 1907–10) и др. В 1910 уе­хал в Па­риж, где ув­лёк­ся твор­че­ст­вом П. Се­зан­на и но­вей­ши­ми те­че­ния­ми. Позд­нее пе­ре­шёл к ку­биз­му, со­че­тая его с приё­ма­ми ку­бо­фу­ту­риз­ма и ко­ло­ри­стич. от­кры­тия­ми ор­физ­ма. В 1913 соз­дал дви­жу­щую­ся аб­ст­ракт­ную скульп­ту­ру «Сим­фо­ния № 1» («Ритм», Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк), пред­вос­хи­тив от­кры­тия А. Ар­хи­пен­ко и Н. Га­бо. В 1915–17 ра­бо­тал в Нор­ве­гии, где по­пал под влия­ние Э. Мун­ка. Пи­сал жан­ро­вые сце­ны и пей­за­жи («Фи­орд Хри­стиа­ния», 1915, ГРМ), порт­ре­ты (худ. И. Ф. Ко­лес­ни­ко­ва, там же). По воз­вра­ще­нии в Рос­сию в февр. 1917 об­ра­тил­ся к ре­во­люц. те­ме в жи­во­пи­си («Ре­прес­сия» и др.), в 1918 уча­ст­во­вал в празд­нич­ном оформ­ле­нии пл. Вос­ста­ния в Пет­ро­гра­де (в т. ч. пан­но «365 ре­во­лю­ци­он­ных дней»), соз­да­вал аб­ст­ракт­но-гео­мет­рич. ком­по­зи­ции, близ­кие су­пре­ма­тиз­му. Пре­по­да­вал в пет­рогр. Сво­бод­ных ху­дож. мас­тер­ских (1918–19), за­тем во Вху­те­ма­се (Мо­ск­ва; проф. с 1920). Раз­ви­вая идеи А. Н. Скря­би­на о све­тому­зы­ке, изо­брёл кла­виш­ный ин­ст­ру­мент «оп­то­фон», ка­ж­дый звук ко­то­ро­го со­про­во­ж­дал­ся оп­ре­де­лён­ным цвет­ным изо­бра­же­ни­ем на эк­ра­не-«хро­мо­тро­не» (в 1923–24 Б.-Р. про­во­дил «оп­то­фо­нич. цве­то-зри­тель­ные кон­цер­ты» в те­ат­ре В. Э. Мей­ер­холь­да и Боль­шом те­ат­ре, при уча­стии ди­ри­жё­ра В. И. Су­ка и пи­са­те­ля В. Б. Шклов­ско­го). С 1925 жил в Па­ри­же, где стал од­ним из гл. пред­ста­ви­те­лей па­риж­ской шко­лы. В 1930-е гг. в жи­во­пи­си и скульп­ту­ре раз­ра­ба­ты­вал пла­стич. прин­цип, ис­поль­зую­щий Мё­би­у­са лист; соз­да­вал по­ли­хром­ные аб­ст­ракт­ные кон­ст­рук­ции из раз­но­род­ных ма­те­риа­лов. В но­яб­ре 1943 был аре­сто­ван в Па­ри­же ок­ку­па­ци­он­ны­ми вла­стя­ми; по­гиб в кон­цен­тра­ци­он­ном ла­ге­ре.

Лит.: V. Baranoff-Rossiné. 1888–1944. [Cat.]. [P.], 1984; Жи­во­пись 1920–30-х гг. / Сост. А. М. Му­ра­тов. СПб., 1991; Све­то­му­зы­ка в те­ат­ре и на эс­т­ра­де. Ка­зань, 1992; Кру­са­нов А. В. Рус­ский аван­гард. М., 2003. Т. 2. Кн. 1.

Вернуться к началу