БАРА́НОВ-РОССИНЭ́ ВЛАДИМИР ДАВИДОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БАРА́НОВ-РОССИНЭ́ (наст. фам. Баранов) Владимир (Шулим-Вольф, Лейб-Леонид) Давидович [1(13).1.1888, с. Большая Лепатиха Таврической губ. – 1944], рос. живописец, скульптор. Окончил Одесское худож. уч-ще (1908), в 1908–09 учился в петерб. АХ. Участвовал в выставках рос. объединений «Венок-Стефанос», «Треугольник», «Импрессионисты» (все 1907–10) и др. В 1910 уехал в Париж, где увлёкся творчеством П. Сезанна и новейшими течениями. Позднее перешёл к кубизму, сочетая его с приёмами кубофутуризма и колористич. открытиями орфизма. В 1913 создал движущуюся абстрактную скульптуру «Симфония № 1» («Ритм», Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк), предвосхитив открытия А. Архипенко и Н. Габо. В 1915–17 работал в Норвегии, где попал под влияние Э. Мунка. Писал жанровые сцены и пейзажи («Фиорд Христиания», 1915, ГРМ), портреты (худ. И. Ф. Колесникова, там же). По возвращении в Россию в февр. 1917 обратился к революц. теме в живописи («Репрессия» и др.), в 1918 участвовал в праздничном оформлении пл. Восстания в Петрограде (в т. ч. панно «365 революционных дней»), создавал абстрактно-геометрич. композиции, близкие супрематизму. Преподавал в петрогр. Свободных худож. мастерских (1918–19), затем во Вхутемасе (Москва; проф. с 1920). Развивая идеи А. Н. Скрябина о светомузыке, изобрёл клавишный инструмент «оптофон», каждый звук которого сопровождался определённым цветным изображением на экране-«хромотроне» (в 1923–24 Б.-Р. проводил «оптофонич. цвето-зрительные концерты» в театре В. Э. Мейерхольда и Большом театре, при участии дирижёра В. И. Сука и писателя В. Б. Шкловского). С 1925 жил в Париже, где стал одним из гл. представителей парижской школы. В 1930-е гг. в живописи и скульптуре разрабатывал пластич. принцип, использующий Мёбиуса лист; создавал полихромные абстрактные конструкции из разнородных материалов. В ноябре 1943 был арестован в Париже оккупационными властями; погиб в концентрационном лагере.