СВЕТОМУ́ЗЫКА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СВЕТОМУ́ЗЫКА (цветомузыка), область экспериментов в области синтеза музыки и света. Первые известные теории (Дж. Арчимбольдо в Италии, Л. Б. Кастель во Франции) связаны с попытками однозначно перевести муз. звукоряд в цветоряд; под воздействием космологич. концепции гармонии сфер аналогию «семь цветов спектра – семь нот в гамме» высказывал И. Ньютон. Первые конкретные худож. эксперименты в области С. относятся к нач. 20 в.: «Прометей» А. Н. Скрябина (1910), «Счастливая рука» А. Шёнберга (1913), Нонет В. В. Щербачёва (1919) и др. сочинения, связанные с синестезией и феноменом цветного слуха. Достижение образного единства в светомузыкальном синтезе оказалось возможным при освоении приёмов слухозрительной полифонии (Скрябин в замыслах «Предварительного действа» и «Мистерии», Л. Л. Сабанеев, художники В. В. Кандинский, П. Клее, А. В. Лентулов, реж. С. М. Эйзенштейн и др.). В 1920-х гг. в области С. экспериментировали: в СССР – Л. С. Термен, худ. Г. И. Гидони; в Германии – группы Баухауз и «Farbe-Ton-Forschungen». В 1950-х гг. опыты активизировались (амер. конструктор Т. Уилфред, П. Шеффер, О. Мессиан, Я. Ксенакис, Мемориальный музей А. Н. Скрябина в Москве, группа «Прометей» в Казани, студия в Харькове). Светомузыкальные эффекты (англ. light-show) применяются в рок-концертах, в совр. театре (особенно в балете), в оформлении массовых действ (открытие и закрытие зимних Олимпийских игр в Сочи 2014), садов и парков.