КСЕНА́КИС ЯНИС
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КСЕНА́КИС (Ξενάϰης, Xenakis) Янис (29.5.1922, Брэила, Румыния – 4.2.2001, Париж), греч. и франц. композитор, архитектор. С 1932 жил в Афинах. В 1946 окончил Афинский политехнич. ин-т. Активный участник греч. Движения Сопротивления. В годы гражд. войны (1946–49) за приверженность коммунистич. идеям признан политич. преступником, в 1947 бежал в Париж, в Греции заочно приговорён к казни и лишён гражданства (вновь получил греч. гражданство в 1974). В 1947–59 работал в студии арх. Ле Корбюзье, участвовал в нескольких проектах, самый значительный из которых – павильон «Электронная поэма» фирмы «Philips» на Всемирной выставке в Брюсселе (1958). В 1948–50 брал уроки у A. Онеггера и Д. Мийо, в нач. 1950-х гг. прослушал курсы муз. эстетики и анализа муз. форм в Парижской конс. в классе О. Мессиана. В 1955–62 работал в студии электронной музыки, основанной Пьером Шеффером. В 1966 в Париже основал Группу математики и автоматики музыки [Equipe de Mathématique et d’Automatique Musicales, с 1972 Центр изучения математики и автоматики музыки (Centre d’Etudes Mathématiques et Automatique Musicales)], в которой работал на компьютере UРIС, преобразовывающем графич. элементы в звуковые. В 1976 защитил докторскую дис. «Наука и искусство. Взаимосвязи» (Сорбонна). Преподавал на летних курсах в Дармштадте (1972, 1974, 1990). Участник мн. фестивалей совр. музыки: Донауэшингенского (1955, 1996), «Musica viva» в Мюнхене (1957), «Парижская осень» (1972, 1984, 1986, 1989), Бетховенского в Бонне (1974, 1980), Баховского в Лондоне (1972, 1975, 1976, 1997), «Ла Рошель» (1975), в Монпелье (1987), «Варшавская осень» (1989, 1994), Страсбурского музыкального (1991). В 1994 приезжал в Россию, где в рамках фестиваля «Московская осень» состоялось неск. его авторских концертов. Сотрудничал с Г. Шерхеном, З. Метой, С. Одзавой и др. крупнейшими дирижёрами.
Один из лидеров авангардизма 2-й пол. 20 в. Создатель т. н. стохастической концепции сочинения музыки (впервые введена в муз. практику в 1956 в программе SMP – Stochastic Music Program), основанной на применении отд. положений вероятностей теории (цепь Маркова – в его соч. «Аналогии А/В», 1959; распределение Гаусса – в «Atrées», 1962; распределение Максвелла – в «Pithoprakta», 1956, и др.), игр теории и компьютерного программирования. В инструментальном творчестве широко пользовался приёмами сонорики. В вокальных сочинениях воплощал идею возрождения античного театра на совр. сцене («Орестея», 1966; «Медея», 1967; «Вакханки», 1993). Работы в области электронной музыки: «Диаморфозы» (1957), «Бохор» (1962), «Отражение – цветение – пауза» («Hibiki Hana Ма», 1970), «Рычание быков» («Taurhiphanie», 1987) и др. Создал пространственные аудиовизуальные композиции для исполнения на открытом воздухе или в спец. помещениях: «Политоп в Монреале» (Монреаль, 1967), «Политоп в Клюни» (Париж, 1972), «Политоп в Микенах» (Микены, 1978). Выступал с критикой серийной музыки. Среди др. сочинений: балет «Мозговая энергия» («Kraanerg»; Оттава, 1969); для оркестра – «Конструирование действием» («Terretektorh», 1966), «Тростники» («Jonchaies», 1977), «Изменчивость моря» («Sea-Change», 1997); для инструментальных составов – «Будучи» («Eonta») для фп. и квинтета духовых (1963–64), «Флегра» для 11 инструментов (1975), «Узлы» («Komboї») для клавесина и ударных (1981); для фп. с оркестром – «Связи» («Synaphaї», 1969), «Сила земли» («Erikhthon», 1974); для хора, оркестра или ансамбля – «Много прекрасного» («Polla ta dhina», 1962), «Испепелённый» («Сendrées», 1973), «Погребальная церемония» («Nekuїa», 1981).
Награждён орденом Почётного легиона (1991).