СОНО́РИКА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СОНО́РИКА, сонорная техника (от лат. sonorus – звучный, звонкий), техника муз. композиции, оперирующая темброкрасочными звучностями – сонорами (термин Ю. Н. Холопова). Сонор трактуется как единая звуковая краска, в которой слух, как правило, не дифференцирует отд. структурные элементы (в отличие от аккорда). В С. эммелические звуки (т. е. звуки определённой высоты) уравнены в правах с экмелическими (неопределёнными; см. Экмелика). Типичный пример сонора – кластер. Хотя отд. проявления С. как активизации тембро-красочного начала отмечаются в музыке А. Шёнберга, А. Берга, Б. Бартока, Г. Кауэлла, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, систематическую её разработку начали польск. композиторы-авангардисты в кон. 1950-х гг. Примеры С. – в «Плаче по жертвам Хиросимы» К. Пендерецкого (1960), «Атмосферах» Д. Лигети (1961), во II части 2-й симфонии В. Лютославского (1967), у рос. композиторов – в I части 3-й симфонии А. Я. Эшпая (1964), пьесе «Pianissimo» А. Г. Шнитке (1968), во II части Концерта для фагота и низких струнных С. А. Губайдулиной (1975). Метод анализа сонористич. композиций, а также определение границ само́й сонорной техники – дискуссионная тема музыкознания.