Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОНО́РИКА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 703

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СОНО́РИКА, со­нор­ная тех­ни­ка (от лат. so­norus – звуч­ный, звон­кий), тех­ни­ка муз. ком­по­зи­ции, опе­ри­рую­щая тем­бро­кра­соч­ны­ми звуч­но­стя­ми – со­но­ра­ми (тер­мин Ю. Н. Хо­ло­по­ва). Со­нор трак­ту­ет­ся как еди­ная зву­ко­вая крас­ка, в ко­то­рой слух, как пра­ви­ло, не диф­фе­рен­ци­ру­ет отд. струк­тур­ные эле­мен­ты (в от­ли­чие от ак­кор­да). В С. эм­ме­ли­че­ские зву­ки (т. е. зву­ки оп­ре­де­лён­ной вы­со­ты) урав­не­ны в пра­вах с эк­ме­ли­че­ски­ми (не­оп­ре­де­лён­ны­ми; см. Эк­ме­ли­ка). Ти­пич­ный при­мер со­но­ра – кла­стер. Хо­тя отд. про­яв­ле­ния С. как ак­ти­ви­за­ции тем­бро-кра­соч­но­го на­ча­ла от­ме­ча­ют­ся в му­зы­ке А. Шён­бер­га, А. Бер­га, Б. Бар­то­ка, Г. Кау­элла, С. С. Про­кофь­е­ва, Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча, сис­те­ма­ти­че­скую её раз­ра­бот­ку на­ча­ли польск. ком­по­зи­то­ры-аван­гар­ди­сты в кон. 1950-х гг. При­ме­ры С. – в «Пла­че по жерт­вам Хи­ро­си­мы» К. Пен­де­рец­ко­го (1960), «Ат­мо­сфе­рах» Д. Ли­ге­ти (1961), во II час­ти 2-й сим­фо­нии В. Лю­то­слав­ско­го (1967), у рос. ком­пози­то­ров – в I час­ти 3-й сим­фо­нии А. Я. Эш­пая (1964), пье­се «Pianissimo» А. Г. Шнит­ке (1968), во II час­ти Кон­цер­та для фа­го­та и низ­ких струн­ных С. А. Гу­бай­ду­ли­ной (1975). Ме­тод ана­ли­за со­но­ри­стич. ком­по­зи­ций, а так­же оп­ре­де­ле­ние гра­ниц са­мо́й со­нор­ной тех­ни­ки – дис­кус­си­он­ная те­ма му­зы­ко­зна­ния.

Лит.: Хо­ло­пов Ю. Н. Об об­щих ло­ги­че­ских прин­ци­пах со­вре­мен­ной гар­мо­нии // Му­зы­ка и со­вре­мен­ность. М., 1974. Вып. 8; Мак­лы­гин А. М. Фак­тур­ные фор­мы со­нор­ной му­зы­ки // Laudamus. М., 1992; Тео­рия со­вре­мен­ной ком­по­зи­ции / Отв. ред. В. С. Це­но­ва. М., 2007.

Вернуться к началу