Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛА́СТЕР

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Н. Холопов
1. Р. К. Щедрин. Соната для фортепиано. I часть.
2. К. Пендерецкий. «Плач по жертвам Хиросимы». Четвертитоновый кластер.

КЛА́СТЕР в му­зы­ке, груп­па зву­ков, тес­но рас­по­ло­жен­ных по ма­лым и/или боль­шим се­кун­дам, ино­гда по ми­кро­интервалам. Как К. мо­гут рас­смат­ри­вать­ся и пен­т­аккор­ды (например, по чёр­ным кла­ви­шам с ок­тав­ной дуб­ли­ров­кой в «удар­ном» фортепианном зву­ча­нии). Трак­туются двоя­ко – как ак­кор­ды (илл. 1) и как со­нор­ы (илл. 2). Ран­ний об­ра­зец К. – в ор­кест­ро­вой сюи­те «Сти­хии» («Les Elémens») французского ком­по­зи­то­ра Ж. Ф. Ре­бе­ля (1738). Тер­мин «К.» (tone cluster) ввёл Г. Кау­элл, ши­ро­ко при­ме­няв­ший К. в сво­их со­чи­не­ниях (с 1912). В тональной му­зы­ке 20 в. функционировали как средство повышенной экспрессии (фортепианная пьеса «Наваждение» op. 4 № 4 С. С. Прокофьева) или как колористическое средство (иллюстрация хулиганского удара в челюсть в романсе Д. Д. Шостаковича «Чистосердечное признание» op. 121 № 1, такты 59-64). В сонорике, где контраст тональной и атональной музыки не имеет смысла, К. используются как рядовое средство разработки звуковысотного материала.

  • КЛА́СТЕР в музыке, группа звуков, тесно расположенных по малым и/или большим секундам, иногда по микротонам (2009)
Вернуться к началу