КА́УЭЛЛ КОУЭЛЛ ГЕНРИ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КА́УЭЛЛ, Коуэлл (Cowell) Генри (Генри Диксон) (11.3.1897, Менло-Парк, штат Калифорния – 10.12.1965, Шейди, штат Нью-Йорк), амер. композитор, пианист, музыковед, обществ. деятель, педагог. Учился в Ун-те Беркли (1914–16, Калифорния) у Ч. Сигера (композиция), Э. Г. Стриклина (гармония) и У. Сэбина (контрапункт), затем в Ин-те муз. иск-ва в Нью-Йорке. Выступал с концертами как композитор и пианист в США (с 1914), странах Европы (1923–32), в СССР (1929), на Кубе (1930). В 1925 в Лос-Анджелесе основал об-во «Новая музыка» (филиалы – в Сан-Франциско, Нью-Йорке и др.), которое осуществляло исполнение и издание произведений Ч. Айвза, К. Раглса, Л. Орнстайна, У. Риггера, А. Шёнберга, А. фон Веберна и др. композиторов 1-й пол. 20 в. В 1929–1933 президент Панамериканской ассоциации композиторов (Нью-Йорк). Вместе с Л. С. Терменом проводил исследования в электроакустич. студии в Нью-Йорке, изобретал новые муз. инструменты, среди которых – ритмикон (полиритмофон); сочинял музыку для этого инструмента (Концерт с оркестром, 1931). В 1931 в Берлине под рук. Э. фон Хорнбостеля изучал традиц. музыку Индии и Индонезии. В 1956–57 совершил поездку по Индии, Японии, странам Ближнего Востока с целью изучения их муз. культуры. В 1961 принял участие в междунар. муз. конференциях в Тегеране и Токио. Преподавал в вузах Нью-Йорка – Новой школе социальных исследований (1941–63) и Колумбийском ун-те (1949–65), а также в Консерватории Пибоди в Балтиморе (1951–56). Среди учеников: Дж. Кейдж, Л. Харрисон, Дж. Гершвин.
Композитор-авангардист, представитель т. н. Амер. пятёрки (наряду с Ч. Айвзом, К. Раглсом, У. Риггером, Дж. Беккером). Экспериментировал в области гармонии, ритма, тембра, формы, применял диссонантную тональность, политональность, модальность, микрохроматику, сонорику, кластерную технику («Приключения в Гармонии», 1913; «Динамическое движение», 1916), полиметрию и полиритмию («Романтический квартет», 1917; «Эвфометрический квартет», 1919), алеаторику («Мозаичный квартет», 1935). Использовал графическую нотацию («Фабрика», 1920), нетрадиционные приёмы игры, в т. ч. по струнам фортепиано («Эолова арфа», 1923; «Бэнши», 1925). После 2-й мировой войны сочинял в неоклассич. стиле. Обращался к муз. фольклору разных стран, использовал элементы кит., япон., инд., иран. традиц. музыки (13-я симфония «Мадрасская», 1958; 2 концерта для кото с оркестром, 1962, 1965). Автор 21 симфонии (1918–65) и др. сочинений для оркестра, камерного ансамбля, фп., голоса, музыки к театральным пьесам, хореографич. постановкам.