Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КА́УЭЛЛ КОУЭЛЛ ГЕНРИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 383

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Переверзева

КА́УЭЛЛ, Коу­элл (Cowell) Ген­ри (Ген­ри Дик­сон) (11.3.1897, Мен­ло-Парк, штат Ка­ли­фор­ния – 10.12.1965, Шей­ди, штат Нью-Йорк), амер. ком­по­зи­тор, пиа­нист, му­зы­ко­вед, об­ществ. дея­тель, пе­да­гог. Учил­ся в Ун-те Берк­ли (1914–16, Ка­лифор­ния) у Ч. Си­ге­ра (ком­по­зи­ция), Э. Г. Стрик­ли­на (гар­мо­ния) и У. Сэ­би­на (кон­тра­пункт), за­тем в Ин-те муз. иск-ва в Нью-Йор­ке. Вы­сту­пал с кон­цер­та­ми как ком­по­зи­тор и пиа­нист в США (с 1914), стра­нах Ев­ро­пы (1923–32), в СССР (1929), на Ку­бе (1930). В 1925 в Лос-Анд­же­ле­се ос­но­вал об-во «Но­вая му­зы­ка» (фи­лиа­лы – в Сан-Фран­ци­ско, Нью-Йор­ке и др.), ко­то­рое осу­ще­ст­в­ляло ис­пол­не­ние и из­да­ние про­из­ве­де­ний Ч. Айв­за, К. Раг­лса, Л. Орн­стай­на, У. Риг­ге­ра, А. Шён­бер­га, А. фон Ве­бер­на и др. ком­по­зи­то­ров 1-й пол. 20 в. В 1929–1933 пре­зи­дент Пан­аме­ри­кан­ской ас­со­циа­ции ком­по­зи­то­ров (Нью-Йорк). Вме­сте с Л. С. Тер­ме­ном про­во­дил ис­сле­до­ва­ния в элек­тро­аку­стич. сту­дии в Нью-Йор­ке, изо­бре­тал но­вые муз. ин­ст­ру­мен­ты, сре­ди ко­то­рых – рит­ми­кон (по­ли­рит­мофон); со­чи­нял му­зы­ку для это­го ин­ст­ру­мен­та (Кон­церт с ор­ке­ст­ром, 1931). В 1931 в Бер­ли­не под рук. Э. фон Хорн­бо­сте­ля изу­чал тра­диц. му­зы­ку Ин­дии и Ин­до­не­зии. В 1956–57 со­вер­шил по­езд­ку по Ин­дии, Япо­нии, стра­нам Ближ­не­го Вос­то­ка с це­лью изу­че­ния их муз. куль­ту­ры. В 1961 при­нял уча­стие в ме­ж­ду­нар. муз. кон­фе­рен­ци­ях в Те­ге­ра­не и То­кио. Пре­по­да­вал в ву­зах Нью-Йор­ка – Но­вой шко­ле со­ци­аль­ных ис­сле­до­ва­ний (1941–63) и Ко­лум­бий­ском ун-те (1949–65), а так­же в Кон­сер­ва­то­рии Пи­бо­ди в Бал­ти­мо­ре (1951–56). Сре­ди уче­ни­ков: Дж. Кейдж, Л. Хар­ри­сон, Дж. Гер­швин.

Ком­по­зи­тор-аван­гар­дист, пред­ста­ви­тель т. н. Амер. пя­тёр­ки (на­ря­ду с Ч. Айв­зом, К. Раг­лсом, У. Риг­ге­ром, Дж. Бек­ке­ром). Экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал в об­лас­ти гар­мо­нии, рит­ма, тем­бра, фор­мы, при­ме­нял дис­со­нант­ную то­наль­ность, по­ли­то­наль­ность, мо­даль­ность, мик­ро­хро­ма­ти­ку, со­но­ри­ку, кла­стер­ную тех­ни­ку («При­клю­че­ния в Гар­мо­нии», 1913; «Ди­на­ми­че­ское дви­же­ние», 1916), по­ли­мет­рию и по­ли­рит­мию («Ро­ман­ти­че­ский квар­тет», 1917; «Эв­фо­мет­ри­че­ский квар­тет», 1919), алеа­то­ри­ку («Мо­за­ич­ный квар­тет», 1935). Ис­поль­зо­вал гра­фиче­скую но­та­цию («Фаб­ри­ка», 1920), не­тра­ди­ци­он­ные приё­мы иг­ры, в т. ч. по стру­нам фор­те­пиа­но («Эо­ло­ва ар­фа», 1923; «Бэн­ши», 1925). По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны со­чи­нял в не­оклас­сич. сти­ле. Об­ра­щал­ся к муз. фольк­ло­ру раз­ных стран, ис­поль­зо­вал эле­мен­ты кит., япон., инд., иран. тра­диц. му­зы­ки (13-я сим­фо­ния «Мад­рас­ская», 1958; 2 кон­цер­та для ко­то с ор­ке­ст­ром, 1962, 1965). Ав­тор 21 сим­фо­нии (1918–65) и др. со­чи­не­ний для ор­ке­ст­ра, ка­мер­но­го ан­самб­ля, фп., го­ло­са, му­зы­ки к те­ат­раль­ным пье­сам, хо­рео­гра­фич. по­ста­нов­кам.

Соч.: New musical resources. N. Y., 1930. Camb.; N. Y., 1996.

Лит.: Си­ги­да С. Аме­ри­кан­ская пя­тер­ка // Му­зы­каль­ная ака­де­мия. 2002. № 3; она же. Г. Кау­элл – учи­тель Дж. Кей­джа // Дж. Кейдж: К 90-ле­тию со дня ро­ж­де­ния. М., 2004.

Вернуться к началу