ГЕ́РШВИН ДЖОРДЖ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЕ́РШВИН Джордж (Gershwin) (26.9.1898, Бруклин, Нью-Йорк – 11.7.1937, Голливуд, Калифорния), амер. композитор, пианист, дирижёр. Родился в евр. семье, эмигрировавшей из России в 1890-х гг. Систематического общего и муз. образования не получил. В 1914–16 работал в нотном изд-ве «Ремик» в Нью-Йорке: проигрывал на фортепиано песни для покупателей. Вскоре стал опытным аккомпаниатором и импровизатором, сам начал сочинять песни. Стихи для б. ч. песен писал его старший брат Айра Гершвин (1896–1983). С 1917, работая аккомпаниатором в бродвейских театрах, Г. писал отд. песни к спектаклям, в 1919 полностью озвучил спектакль «Ла, ла, Люсиль». После создания первого хита – песни «Swanee» (1920) начал получать заказы для бродвейской сцены. Г. стал первым композитором, возвысившим джаз до концертной эстрады и соединившим популярные и классич. жанры. В 1924 по заказу руководителя танцевального оркестра Пола Уайтмена написал «Рапсодию в голубых тонах» (в России известна также под назв. «Рапсодия в блюзовых тонах») для фп. и джаз-бенда. Блестящая оркестровая версия «Рапсодии...» (её автор – Ф. Грофе) продемонстрировала, что джазовая музыка способна существовать в условиях симфонич. концерта. Во 2-й пол. 1920-х гг. Г. брал уроки композиции у Р. Гольдмарка, У. Риггера и Г. Кауэлла. В 1925 по заказу Нью-Йоркского филармонич. оркестра и его дирижёра В. Дамроша написал Концерт для фп. с оркестром (оригинал для 2 фп., оркестровка Грофе). В 1928 состоялась премьера (в исполнении того же оркестра) симфонич. сюиты «Американец в Париже» (оригинал для 2 фп., оркестровка Ф. Кэмпбелла-Уотсона), созданной Г. под впечатлением поездки в Европу, где он познакомился с С. С. Прокофьевым, Д. Мийо, Ф. Пуленком, М. Равелем, А. Бергом и др. музыкантами. В 1929 дебютировал в качестве дирижёра Нью-Йоркского филармонич. оркестра (при этом одновременно исполнял сольную фп. партию). В октябре того же года подписал контракт на создание «еврейской оперы» для «Метрополитен-оперы», однако этот проект не был реализован.
В 1930-х гг. Г. стал широко известным в США композитором, признанным прежде всего как автор сценич. и песенных жанров. При этом он продолжал совершенствовать своё проф. мастерство: в 1932–36 брал уроки теории музыки и композиции у И. Шиллингера (эмигрировал в США из России). Высшее творч. достижение Г. – опера «Порги и Бесс» («американская народная опера»), созданная по новелле Д. Хейуорда «Порги» о жизни чернокожих обитателей «рыбного ряда» в Чарлстоне (штат Юж. Каролина). Впервые показанная на Бродвее в 1935, опера вскоре вошла в репертуар мн. театров мира. «Порги и Бесс» считается исторически первой амер. оперой, в ней органично переплелись драма и комедия, серьёзность и гротеск, реалистичность ситуаций и психологич. заострённость характеров. Основу муз. языка образует причудливая смесь негритянских спиричуэлов, лирич. блюзов и классич. оркестрового звучания. Значит. место (наряду с традиц. сольными номерами) отводится хоровым сценам, отличающимся протяжённостью, развитостью диалогов, ритмич. изощрённостью. Одновременно Г. продолжал работать над мюзиклами, самые удачные из которых – «Пусть гремит оркестр», «Безумная», «О тебе я пою».
Муз. стиль Г. – специфич. «американский диалект» позднеромантич. европ. традиции. В лучших сочинениях ему удалось, не впадая в банальность, соединить элементы джаза и популярной амер. музыки с фольклором афроамериканцев. Композитор постоянно экспериментировал в области гармонии и ритма, гл. обр. с целью придания им большей характерности, рельефности, «пряного» колорита. Г. обладал исключительным мелодическим дарованием; легко запоминающиеся темы его песен («Fascinating rhythm», «Oh lady be good», «Summertime» и мн. др.) приобрели всемирную известность. Его опыт вдохновил многих композиторов 20 в. (в т. ч. И. Ф. Стравинского, Д. Мийо, Л. Бернстайна) на эксперименты в области смешения джазовой и классической стилистики.