Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕ́РШВИН ДЖОРДЖ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 25-26

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Дубинец

ГЕ́РШВИН Джордж (Gershwin) (26.9.1898, Брук­лин, Нью-Йорк – 11.7.1937, Гол­ли­вуд, Ка­ли­фор­ния), амер. ком­по­зи­тор, пиа­нист, ди­ри­жёр. Ро­дил­ся в евр. се­мье, эмиг­ри­ро­вав­шей из Рос­сии в 1890-х гг. Сис­те­ма­ти­че­ско­го об­ще­го и муз. об­ра­зо­вания не по­лу­чил. В 1914–16 ра­бо­тал в нот­ном изд-ве «Ре­мик» в Нью-Йор­ке: про­иг­ры­вал на фортепиано пес­ни для по­ку­па­те­лей. Вско­ре стал опыт­ным ак­ком­па­ниа­то­ром и им­про­ви­за­то­ром, сам на­чал со­чи­нять пес­ни. Сти­хи для б. ч. пе­сен пи­сал его стар­ший брат Ай­ра Гер­ш­вин (1896–1983). С 1917, ра­бо­тая ак­ком­па­ниа­то­ром в брод­вей­ских те­ат­рах, Г. пи­сал отд. пес­ни к спек­так­лям, в 1919 пол­но­стью оз­ву­чил спек­такль «Ла, ла, Лю­силь». По­сле соз­да­ния пер­во­го хи­та – пес­ни «Swanee» (1920) на­чал по­лу­чать за­ка­зы для брод­вей­ской сце­ны. Г. стал пер­вым ком­по­зи­то­ром, воз­вы­сив­шим джаз до кон­церт­ной эс­т­ра­ды и со­еди­нив­шим по­пу­ляр­ные и клас­сич. жан­ры. В 1924 по за­ка­зу ру­ко­во­ди­те­ля тан­це­валь­но­го ор­ке­ст­ра По­ла Уайт­ме­на на­пи­сал «Рап­со­дию в го­лу­бых то­нах» (в Рос­сии из­вест­на так­же под назв. «Рап­со­дия в блю­зо­вых то­нах») для фп. и джаз-бен­да. Бле­стя­щая ор­ке­ст­ро­вая вер­сия «Рап­со­дии...» (её ав­тор – Ф. Гро­фе) про­де­мон­ст­ри­ро­ва­ла, что джа­зо­вая му­зы­ка спо­соб­на су­ще­ст­во­вать в ус­ло­ви­ях сим­фо­нич. кон­цер­та. Во 2-й пол. 1920-х гг. Г. брал уро­ки ком­по­зи­ции у Р. Гольд­мар­ка, У. Риг­ге­ра и Г. Кау­элла. В 1925 по за­ка­зу Нью-Йорк­ско­го фи­лар­мо­нич. ор­ке­ст­ра и его ди­ри­жё­ра В. Дам­ро­ша на­пи­сал Кон­церт для фп. с ор­ке­ст­ром (ори­ги­нал для 2 фп., орке­ст­ров­ка Гро­фе). В 1928 со­стоя­лась пре­мье­ра (в ис­пол­не­нии то­го же ор­ке­ст­ра) сим­фо­нич. сюи­ты «Аме­ри­ка­нец в Па­ри­же» (ори­ги­нал для 2 фп., ор­ке­ст­ров­ка Ф. Кэм­пбел­ла-Уот­со­на), соз­дан­ной Г. под впе­чат­ле­ни­ем по­езд­ки в Ев­ро­пу, где он по­зна­ко­мил­ся с С. С. Про­кофь­евым, Д. Мийо, Ф. Пу­лен­ком, М. Ра­велем, А. Бер­гом и др. му­зы­кан­та­ми. В 1929 де­бю­ти­ро­вал в ка­че­ст­ве ди­ри­жё­ра Нью-Йорк­ско­го фи­лар­мо­нич. ор­ке­ст­ра (при этом од­но­вре­мен­но ис­пол­нял соль­ную фп. пар­тию). В ок­тяб­ре того же го­да под­пи­сал кон­тракт на соз­да­ние «ев­рей­ской опе­ры» для «Мет­ро­по­ли­тен-опе­ры», од­на­ко этот про­ект не был реа­ли­зо­ван.

В 1930-х гг. Г. стал ши­ро­ко из­вест­ным в США ком­по­зи­то­ром, при­знан­ным пре­ж­де все­го как ав­тор сце­нич. и пе­сен­ных жан­ров. При этом он про­дол­жал со­вер­шен­ст­во­вать своё проф. мас­тер­ст­во: в 1932–36 брал уро­ки тео­рии му­зыки и ком­по­зи­ции у И. Шил­лин­ге­ра (эми­гриро­вал в США из Рос­сии). Выс­шее творч. дос­ти­же­ние Г. – опе­ра «Пор­ги и Бесс» («аме­ри­кан­ская на­род­ная опе­ра»), соз­дан­ная по но­вел­ле Д. Хей­уор­да «Пор­ги» о жиз­ни чер­но­ко­жих оби­та­те­лей «рыб­но­го ря­да» в Чар­л­сто­не (штат Юж. Ка­ро­ли­на). Впер­вые по­ка­зан­ная на Брод­вее в 1935, опе­ра вско­ре во­шла в ре­пер­ту­ар мн. те­ат­ров ми­ра. «Пор­ги и Бесс» счи­та­ет­ся ис­то­ри­че­ски пер­вой амер. опе­рой, в ней ор­га­нич­но пе­ре­пле­лись дра­ма и ко­ме­дия, серь­ёз­ность и гро­теск, реа­ли­стич­ность си­туа­ций и пси­хо­ло­гич. за­ост­рён­ность ха­рак­те­ров. Ос­но­ву муз. язы­ка об­ра­зу­ет при­чуд­ли­вая смесь нег­ри­тян­ских спи­ри­чу­элов, ли­рич. блю­зов и клас­сич. ор­ке­ст­ро­во­го зву­ча­ния. Зна­чит. ме­сто (на­ря­ду с тра­диц. соль­ны­ми но­ме­ра­ми) от­во­дит­ся хо­ро­вым сце­нам, от­ли­чаю­щим­ся про­тя­жён­но­стью, раз­ви­то­стью диа­ло­гов, рит­мич. изо­щрён­но­стью. Од­но­вре­мен­но Г. про­дол­жал ра­бо­тать над мю­зик­ла­ми, са­мые удач­ные из ко­то­рых – «Пусть гре­мит ор­кестр», «Бе­зум­ная», «О те­бе я пою».

Муз. стиль Г. – спе­ци­фич. «аме­ри­кан­ский диа­лект» позд­не­ро­ман­тич. ев­роп. тра­ди­ции. В луч­ших со­чи­не­ни­ях ему уда­лось, не впа­дая в ба­наль­ность, со­еди­нить эле­мен­ты джа­за и по­пу­ляр­ной амер. му­зы­ки с фольк­ло­ром аф­ро­аме­ри­кан­цев. Ком­по­зи­тор по­сто­ян­но экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал в об­лас­ти гар­мо­нии и рит­ма, гл. обр. с це­лью при­да­ния им боль­шей ха­рак­тер­но­сти, рель­еф­но­сти, «пря­но­го» ко­ло­ри­та. Г. об­ла­дал ис­клю­чи­тель­ным ме­ло­дическим да­ро­ва­ни­ем; лег­ко за­по­ми­наю­щие­ся те­мы его пе­сен («Fascinating rhythm», «Oh lady be good», «Summertime» и мн. др.) при­об­ре­ли все­мир­ную из­вест­ность. Его опыт вдох­но­вил многих ком­по­зи­то­ров 20 в. (в т. ч. И. Ф. Стра­вин­ско­го, Д. Мийо, Л. Берн­стай­на) на экс­пе­ри­мен­ты в об­лас­ти сме­ше­ния джа­зо­вой и клас­сической сти­ли­сти­ки.

Лит.: Гри­горь­ев Л., Пла­тек Я. Дж. Гер­ш­вин. М., 1956; Ко­нен В.  Пу­ти аме­ри­кан­ской му­зы­ки. 3-е изд. М., 1977; Jeambar D. G. Gershwin. P., 1982; Jablonski E. Gersh­win. N. Y., 1987; Юэн Д. Дж. Гер­швин: путь к славе. М., 1989; Gilbert S. E. The music of Gershwin. New Haven, 1995; Peyser J. The memory of all that. N. Y., 1998; Carnovale N. G. Gershwin: a bio-bibliography. Westport, 2000.

Вернуться к началу