ПРОКО́ФЬЕВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРОКО́ФЬЕВ Сергей Сергеевич [11(23).4.1891, имение Сонцовка Бахмутского у. Екатеринославской губ., ныне с. Красное Красноармейского р-на Донецкой обл., Украина – 5.3.1953, Москва], рос. композитор, пианист, дирижёр, муз. писатель, нар. арт. РСФСР (1947). Сын агронома, управляющего имением. Музыке начал обучаться у матери. Талант юного П. оценил С. И. Танеев, по его рекомендации в Сонцовку в 1902–03 приезжал Р. М. Глиэр – первый учитель П. по теории. С 1904 учился в С.-Петерб. конс. у А. К. Лядова (гармония, контрапункт), Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка), Я. Витолса (муз. форма), H. H. Черепнина (дирижирование), Ж. Хандшина (орган); окончил конс. как композитор (1909) и пианист (1914, класс А. Н. Есиповой). На экзамене играл собств. 1-й фп. концерт (сочинён и впервые исполнен автором в Москве в 1912). С 1908 участник петерб. кружка «Вечера современной музыки», с 1911 также моск. кружка критика В. В. Держановского. П. начал творч. путь как «enfant terrible» и «человек крайностей»: наряду с неоклассическими Симфониеттой (1909; 2-я ред. 1914; 3-я ред. 1929) и 1-й симфонией («Классическая», 1917), мелодичным 1-м скрипичным концертом (1917), он писал музыку дерзко провокационную, отличавшуюся «озорством футуристического типа» (Л. Б. Сабанеев): фп. пьесы («Наваждение» из op. 4, 1908–12; Токката, 1912; цикл «Сарказмы», 1914), 2-й фп. концерт (1913, 2-я ред. 1923), кантата «Семеро их» (на тексты К. Д. Бальмонта, 1918) и др. Специфич. стиль П. формировался уже в ходе ранних экспериментов: в № 5 из «Сарказмов» он использовал диссонирующий аккорд в функции тоники и переменный метр (по словам П., образ «злого смеха»), в окончании пьесы «Наваждение» – хроматич. кластер, объединяющий все звуки осн. «навязчивой» фразы. Сравнительно редкий для него в то время лиризм лишён чувственности и чувствительности [«Легенда» из op. 12 (1906–13), цикл «Мимолётности» (1917), цикл «Сказки старой бабушки» (1918) для фп.]. При этом гармоническое мышление П. не выходило за рамки расширенной мажорно-минорной тональности на основе терцовой аккордики, а муз. форма – за пределы классико-романтич. типа композиции (напр., II ч. 1-й симфонии). Культ точности, который П. исповедовал с детства и до конца жизни, нашёл выражение в его увлечении шахматами.
С самого начала муз. карьеры П. отеч. публика раскололась на два лагеря: академистам во главе с А. К. Глазуновым, резко критиковавшим П., противостояли сторонники прокофьевской новизны Н. Я. Мясковский, Б. В. Асафьев, В. Г. Каратыгин. В 1914–18 П. концертировал в Петрограде, Москве и др. городах России, А. И. Зилоти и С. А. Кусевицкий организовали авторские концерты П., вызвавшие сенсацию. Выезжая за границу в летние месяцы 1913 (Франция, Великобритания, Швейцария) и 1914 (Лондон), П. посещал антрепризу С. П. Дягилева, для которой в 1914 создал балет «Ала и Лоллий» (по мотивам др.-слав. мифологии, либр. С. М. Городецкого; отвергнут Дягилевым). В 1915 Дягилев заказал П. балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (по мотивам сказок из собрания А. Н. Афанасьева; пост. в 1921 в Париже). В 1916 Дирекция имп. театров заключила с П. контракт на постановку оперы «Игрок» (либр. П. по одноим. роману Ф. М. Достоевского), которая не осуществилась (впервые опера пост. во 2-й ред. в брюссельском театре «Ла Монне», 1929, на франц. яз.). Исполнение в 1916 оркестровой «Скифской сюиты» (написана на основе балета «Ала и Лоллий»; Петроград, под упр. автора) сопровождалось скандалом; ошеломляющая стихийная сила музыки повергла слушателя «в жуть и трепет» (Каратыгин).
В 1918 по командировке Наркомпроса П. отправился на гастроли (Япония, США) и остался за границей (подданства не менял); жил в США (выступая в Нью-Йорке, подвергся нападкам консервативной критики, осудившей его как «большевика и скифа»), в 1922–23 в Германии (Этталь, Бавария), с 1923 преим. в Париже. Широкий круг общения П. включал П. П. Сувчинского, В. А. Дукельского, Н. Набокова и др. рус. эмигрантов. В США познакомился с религ. течением «Христианская наука». В 1919 по заказу Чикагской оперы написал комич. оперу «Любовь к трём апельсинам» (либр. П. по одноим. сказке К. Гоцци; пост. в 1921, на франц. яз., под упр. автора); в 1926 опера с блеском поставлена на сцене Ленингр. театра оперы и балета (дирижёр В. А. Дранишников, реж. С. Э. Радлов), в 1927 – в моск. Большом театре (дирижёр Н. С. Голованов, реж. А. Д. Дикий). В 1919–27 работал над оперой «Огненный ангел» (либр. П. по одноим. повести В. Я. Брюсова, сюжет из ср.-век. истории «процессов ведьм»; при жизни автора исполнены фрагменты в концерте под упр. С. А. Кусевицкого, 1928, в партии Ренаты – Н. П. Кошиц; впервые полностью пост. в 1955 в Венеции, на итал. яз.). По заказу С. П. Дягилева написал балеты «Стальной скок» [в духе урбанизма, на «советский сюжет», либр. П. и Г. Б. Якулова, пост. в Театре Сары Бернар (Париж) в 1927, балетм. Л. Ф. Мясин, дирижёр Р. Дезормьер, худ. Якулов] и «Блудный сын» (по евангельской притче, либр. Б. Кохно, пост. там же в 1929, балетм. Дж. Баланчин, дирижёр – П.). Муз. материал оперы «Огненный ангел» вошёл в 3-ю симфонию (1928, впервые исполнена в 1929 в Париже под упр. П. Монтё), балета «Блудный сын» – в 4-ю симфонию (1930, написана по заказу Бостонского симфонич. оркестра, исполнена в том же году под упр. Кусевицкого; 2-я ред. 1947). В 1932 в Парижской опере поставлен балет «На Днепре» (либр. С. Лифаря и П., балетм. Лифарь). В 1920-е – нач. 1930-х гг. П. гастролировал как пианист в крупнейших мировых муз. центрах, в 1921 в Чикаго впервые исполнил свой Фп. концерт № 3, в 1932 в Берлине – Фп. концерт № 5 под упр. В. Фуртвенглера. Стал одним из выдающихся музыкантов современности, постоянным и главным его конкурентом на Западе был И. Ф. Стравинский: их постоянный «диалог» начался ещё со «Скифской сюиты», написанной не без влияния «Весны священной».
В 1927, 1929, 1932 П. предпринял концертные поездки в СССР; с восторгом принятый публикой и критикой (кроме идеологов Российской ассоциации пролетарских музыкантов), он приобрёл уверенность в востребованности своей музыки в новой России и постепенно пришёл к решению переехать. В 1933–35 П. жил попеременно в Париже и Москве, выступал в концертах (в 1933 в Москве исполнил 3-й и 5-й фп. концерты под упр. Н. С. Голованова), записывался, сочинил музыку к ф. «Поручик Киже» (по Ю. Н. Тынянову, 1933) и оркестровую сюиту на её основе (1934), музыку к спектаклю «Египетские ночи» (1934, моск. Камерный театр, реж. А. Я. Таиров), симфонич. сказку «Петя и волк» (с собств. текстом, 1936, Детский муз. театр Н. Сац; ныне одно из самых популярных сочинений детской музыки). В 1935 в Мадриде впервые исполнен 2-й скрипичный концерт. В 1936 П. вместе с женой – камерной певицей Линой Ивановной Прокофьевой (урожд. Каролина Коди́на, сценич. псевд. Лина Лью́бера; 1897–1989; репрессирована в 1948–56) поселился в Москве. В 1936 создал один из лучших в мировом иск-ве балетов – «Ромео и Джульетта» (либр. А. И. Пиотровского, Радлова и П. по одноим. трагедии У. Шекспира; впервые пост. в 1938 в Брно на музыку 1-й и 2-й сюит), который получил известность в пост. балетм. Л. М. Лавровского с Г. С. Улановой в гл. роли (1940, Ленингр. театр оперы и балета; 1946, моск. Большой театр; фильм-балет – 1954). «Ромео и Джульетта» – хрестоматийный образец зрелого стиля П.: наиболее заметная черта гармонич. стиля, т. н. прокофьевская доминанта (в мажоре – сочетание доминантового баса и мажорного трезвучия на VII ступени лада), используется в т. ч. для характеристики Джульетты-девочки; типичный пример лирики П. – лейттема любви, звучащая у струнных; специфич. оркестровка с участием «тяжёлой меди» – в Танце рыцарей («Монтекки и Капулетти») и др.
Эстетизация неадаптированных текстов К. Маркса, В. И. Ленина и И. В. Сталина в кантате «К 20-летию Октября» (1937) – дерзкая творч. задача, с которой композитор блестяще справился; при этом кантата при жизни П. не исполнялась. Кантата «Здравица» (1939, на нар. тексты, к 60-летию Сталина), напротив, звучала на офиц. торжествах. Всерос. славу композитор снискал музыкой к ф. «Александр Невский» (реж. С. М. Эйзенштейн, 1938) и одноим. кантатой на её основе (впервые исполнена в 1939 под упр. автора). Оперные шедевры П. довоенного времени – «Семён Котко» (о событиях Гражд. войны 1917–1922 на Украине, 1939, либр. В. П. Катаева и П. по повести «Я сын трудового народа»; 1940, Моск. оперный театр им. К. С. Станиславского; опера была воспринята критически) и «Обручение в монастыре» («Дуэнья», 1940, либр. М. А. Мендельсон и П. по Р. Шеридану; 1946, Ленингр. театр оперы и балета). В 1938 состоялась последняя поездка П. за рубеж. В 1940 по радио впервые прозвучала 6-я фп. соната в авторском исполнении.
В 1941 П. оставил семью, жил с литератором Мирой Абрамовной Мендельсон (1915–68), которая стала его либреттистом. В 1941–43 находился в эвакуации в Нальчике, Тбилиси, Алма-Ате, Перми. В годы Вел. Отеч. войны им созданы: 2-й («Кабардинский») струнный квартет (1941), музыка к ф. «Иван Грозный» (1942, реж. С. М. Эйзенштейн; 1-я серия вышла на экраны в 1945); опера-эпопея «Война и мир» (1943, либр. М. А. Мендельсон и П. по роману Л. Н. Толстого; 2-я ред. 1946, 1-я ч. – Ленингр. Малый оперный театр; 11 картин – 1955, там же; пролог и 13 картин – 1959, Большой театр); балет «Золушка» (на сюжет сказки Ш. Перро; 1945, Большой театр); сонаты – 7-я (1942; финал – с ритмич. остинато по формуле: $^7_8$\U\) и 8-я (1944) для фп., для флейты и фп. (1943) и др. Премьера 5-й симфонии (соч. 1944) в Москве в янв. 1945 стала последним выступлением П.-дирижёра. В 1940-е гг. композитор сотрудничал с Д. Ф. Ойстрахом и Л. Н. Обориным [первые исполнители 1-й (1938–46; самое трагическое сочинение П.) и 2-й (1944) сонат для скрипки и фп.], его сочинения входили в репертуар Г. Г. Нейгауза, С. Т. Рихтера [первый исполнитель 7-й (1943) и 9-й (1947) фп. сонат], Э. Г. Гилельса (первый исполнитель 8-й фп. сонаты, 1944), М. Л. Ростроповича (первый исполнитель сонаты для виолончели и фп., 1949, с Рихтером). В 1947 в Ленинграде впервые прозвучала 6-я симфония под упр. Е. А. Мравинского. Одновременно в Европе и США с триумфом исполнялись его сочинения, написанные в СССР (5-я симфония – Бостонским симфонич. оркестром под упр. С. А. Кусевицкого, 1945); ряд сочинений записан на грампластинки (кантата «Александр Невский» – под упр. Л. Стоковского). В эти годы П., наряду с Д. Д. Шостаковичем, стал олицетворением совр. муз. классики.
В 1948 состоялось офиц. бракосочетание П. и М. А. Мендельсон. Композитор, в годы Вел. Отеч. войны пользовавшийся мощной офиц. поддержкой, в 1948 был обвинён в «формализме» [постановление ЦК ВКП(б) «Об опере "Великая дружба" В. Мурадели» от 10.2.1948], что повлекло запрет на издание и исполнение некоторых его сочинений. Закрытый просмотр оперы «Повесть о настоящем человеке» (либр. Мендельсон по одноим. повести Б. Н. Полевого, написана по предложению Мин-ва культуры) в 1948 в Ленингр. театре оперы и балета завершился разгромом [впервые опера пост. в 1960 в Большом театре (с купюрами)]. В сюите «Зимний костёр» (1949) и оратории «На страже мира» (1951) нa стихи С. Я. Маршака, написанных «по следам» постановления, заметно намеренное упрощение стиля, в рамках которого П., однако, не опускается до банальности. 7-я симфония (1952), в которой очевидны признаки той же тенденции (ясно очерченная рельефная мелодия, прямая опора на тональность, облегчённая оркестровка, чёткие границы формы, минимум мотивной разработки), при этом остаётся классич. примером стиля П. Последние крупные сочинения – балет «Сказ о каменном цветке» (по мотивам уральских сказов П. П. Бажова, 1950, либр. Л. М. Лавровского и М. А. Мендельсон-Прокофьевой; пост. в 1954, там же, балетм. Лавровский) и Симфония-концерт для виолончели с оркестром (1952, посвящена М. Л. Ростроповичу).
В Автобиографии (в расширенной версии доведена до 1909, в краткой – до 1936), дневниках, рассказах, оперных либретто проявились лит. дар П., свойственные его творч. натуре оптимизм, остроумие, блестящее чувство юмора.
Смерть П., случившаяся в один день со смертью Сталина, осталась в СССР незамеченной. Некоторые сочинения, написанные П. за рубежом, долго не находили пути на отеч. сцену; наиболее показательна судьба оперы «Огненный ангел», впервые в России поставленной в 1983 (Пермский театр оперы и балета). Подцензурные в сов. время сочинения («Кантата к 20-летию Октября», «Повесть о настоящем человеке» и др.) поныне полностью не изданы.
Ленинская пр. (1957, посм.), Гос. пр. СССР (1943, три – в 1946; 1947, 1951).