Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАЛАНЧИ́Н

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 693-694

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Я. Суриц
Г. Баланчивадзе (Дж. Баланчин). Портрет работы З. Е. Серебряковой. 1922. Театральный музей имени А. А. Бахрушина (Москва).
Дж. Баланчин. Сцена из балета «Аполлон Мусагет». Мариинский театр.

БАЛАНЧИ́Н (Balanchine) Джордж (наст. имя, от­че­ст­во и фам. Ге­ор­гий Ме­ли­то­но­вич Ба­лан­чи­вад­зе) [9(22).1.1904, С.-Пе­тер­бург – 30.4.1983, Нью-Йорк], рус. и амер. ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф, пе­да­гог. Сын М. А. Ба­лан­чи­вад­зе. В 1921 окон­чил Пет­рогр. те­ат­раль­ное уч-ще (пе­да­го­ги П. А. Гердт, С. К. Ан­д­риа­нов), в 1920–23 учил­ся в Пет­рогр. конс. В 1921–24 ар­тист ГАТОБ, од­но­вре­мен­но один из ор­га­ни­за­то­ров и уча­ст­ник ве­че­ров «Мо­ло­до­го ба­ле­та»; ста­вил кон­церт­ные но­ме­ра («Гру­ст­ный вальс» на муз. Я. Си­бе­лиу­са, 1922) и тан­цы: в опе­ре «Зо­ло­той пе­ту­шок» Н. А. Рим­ского-Кор­са­ко­ва, в дра­ма­тич. спек­так­ле «Эу­ген Не­сча­ст­ный» Э. Тол­ле­ра (оба – 1923). В 1924 га­ст­ро­ли­ро­вал в Гер­ма­нии. В 1925–29 ба­летм. Рус. ба­ле­та С. П. Дя­гиле­ва, осу­ще­ст­вил по­ста­нов­ки в раз­ных жан­рах, в т. ч. фарс «Ба­ра­бау» В. Ри­ети (1925), ба­ле­ты «Кош­ка» А. Со­ге (1927), «Блуд­ный сын» С. С. Про­кофь­е­ва (1929). Боль­шое зна­че­ние для твор­че­ст­ва Б. имел ба­лет «Апол­лон Му­са­гет» И. Ф. Стра­вин­ско­го (1928), где он впер­вые во всей пол­но­те пред­ста­вил об­нов­лён­ные и обо­га­щён­ные тан­це­валь­ные фор­мы, опи­раю­щие­ся на клас­сич. об­раз­цы и вме­сте с тем прин­ци­пи­аль­но от них от­ли­чаю­щие­ся. По­сле 1934 это на­прав­ле­ние в твор­че­ст­ве Б. по­лу­чи­ло наи­боль­шее раз­ви­тие. В 1932–33 хо­рео­граф труп­пы «Бал­ле рюс де Мон­те-Кар­ло», в 1933 ор­га­ни­зо­вал «Бал­ле 1933». С 1933 ра­бо­тал в США. В 1930–40-х гг. совм. с Л. Кёр­стай­ном ор­га­ни­зо­вал Шко­лу амер. ба­ле­та и неск. трупп («Аме­рикан бал­ле», «Бал­ле Ка­ра­ван», «Бал­ле со­сай­е­ти»), за­ло­жив ос­но­вы амер. ба­ле­та. Воз­ник­шая в 1948 его труп­па «Нью-Йорк cити бал­ле» и в нач. 21 в. ос­та­ёт­ся са­мой зна­чи­тель­ной в США. Б. соз­дал ок. 150 ба­ле­тов, в осн. на ин­ст­ру­мен­таль­ную или сим­фо­ни­че­скую му­зы­ку, не пред­на­зна­чен­ную для тан­ца (сю­жет час­то от­сут­ст­во­вал, со­дер­жа­ние рас­кры­ва­лось в раз­ви­тии му­зы­каль­но-хо­рео­гра­фич. об­ра­зов). По­ста­вил ба­ле­ты на му­зы­ку: П. И. Чай­ков­ско­го («Се­ре­на­да», 1934, «Бал­ле эм­пе­ри­аль», 1941, «Аllegro brillante», 1956, «Тре­тья сюи­та Чай­ков­ско­го», 1970, «Мо­цар­тиа­на», 1933 и 1981); И. С. Ба­ха («Кон­чер­то барок­ко», 1940); Ж. Би­зе («Сим­фо­ния до ма­жор», 1947); И. Ф. Стра­вин­ско­го («По­це­луй феи», 1937, «Ор­фей», 1948, «Жар-пти­ца», 1949, «Агон», 1957, «Ка­прич­чио», во­шед­шее в ба­лет «Дра­го­цен­но­сти» под назв. «Ру­би­ны», 1967, «Ной и по­топ», 1982, «Ва­риа­ции для ор­ке­ст­ра», 1982) и др. Соз­да­вал мно­го­акт­ные сю­жет­ные спек­так­ли («Сон в лет­нюю ночь» на муз. Ф. Мен­дель­со­на, 1962, «Дон Ки­хот» Н. Д. На­бо­ко­ва, 1965), но­вые ре­дак­ции клас­сич. ба­ле­тов («Щел­кун­чик» П. И. Чай­ков­ско­го, 1954, «Рай­мон­да» А. К. Гла­зу­но­ва, 1955, «Коп­пе­лия» Л. Де­ли­ба, 1974); ста­вил тан­цы в мю­зик­лах («На пу­ан­тах», 1936) и опе­рет­тах, а так­же кон­церт­ные но­ме­ра. Вы­сту­пал как по­ста­нов­щик опер­ных спек­так­лей: «По­хо­ж­де­ния по­ве­сы» И. Ф. Стра­вин­ско­го («Мет­ро­по­ли­тен-опе­ра», 1953), «Ев­ге­ний Оне­гин» П. И. Чай­ков­ско­го и «Рус­лан и Люд­ми­ла» М. И. Глин­ки (Гам­бург, 1962 и 1969). Б. соз­дал новый тип ба­лет­но­го спек­так­ля, со­дер­жа­ние ко­то­ро­го – тан­це­валь­ный об­раз, вы­рас­таю­щий из об­раза му­зы­каль­но­го, взаи­мо­дей­ст­вую­щий с му­зы­кой че­рез де­таль­но про­ри­со­ван­ные тан­це­валь­ные фор­мы, со­че­та­ния дви­жу­щих­ся тел. Ба­ле­ты Б. от­ли­ча­ет раз­но­об­ра­зие тан­ца, тон­чай­шая от­дел­ка, вир­ту­оз­ная раз­ра­бот­ка дви­же­ний. Он об­на­ру­жил но­вые воз­мож­но­сти клас­сич. ба­лет­но­го язы­ка, обо­га­тив его. Иск-во Б., т. о., спо­соб­ст­во­ва­ло фор­ми­ро­ва­нию но­во­го на­прав­ле­ния в хо­рео­гра­фии, ко­то­рое на­шло сво­их по­сле­до­ва­те­лей во мн. стра­нах.

Соч.: Сто один рас­сказ о боль­шом ба­ле­те. М., 2000 (совм. с Ф. Мэй­со­ном).

Лит.: Taper B. Balanchine. N. Y., 1987; Buckle R. G. Balanchine, ballet master. N. Y., 1988.

Вернуться к началу