БАЛАНЧИ́Н
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БАЛАНЧИ́Н (Balanchine) Джордж (наст. имя, отчество и фам. Георгий Мелитонович Баланчивадзе) [9(22).1.1904, С.-Петербург – 30.4.1983, Нью-Йорк], рус. и амер. артист балета, хореограф, педагог. Сын М. А. Баланчивадзе. В 1921 окончил Петрогр. театральное уч-ще (педагоги П. А. Гердт, С. К. Андрианов), в 1920–23 учился в Петрогр. конс. В 1921–24 артист ГАТОБ, одновременно один из организаторов и участник вечеров «Молодого балета»; ставил концертные номера («Грустный вальс» на муз. Я. Сибелиуса, 1922) и танцы: в опере «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова, в драматич. спектакле «Эуген Несчастный» Э. Толлера (оба – 1923). В 1924 гастролировал в Германии. В 1925–29 балетм. Рус. балета С. П. Дягилева, осуществил постановки в разных жанрах, в т. ч. фарс «Барабау» В. Риети (1925), балеты «Кошка» А. Соге (1927), «Блудный сын» С. С. Прокофьева (1929). Большое значение для творчества Б. имел балет «Аполлон Мусагет» И. Ф. Стравинского (1928), где он впервые во всей полноте представил обновлённые и обогащённые танцевальные формы, опирающиеся на классич. образцы и вместе с тем принципиально от них отличающиеся. После 1934 это направление в творчестве Б. получило наибольшее развитие. В 1932–33 хореограф труппы «Балле рюс де Монте-Карло», в 1933 организовал «Балле 1933». С 1933 работал в США. В 1930–40-х гг. совм. с Л. Кёрстайном организовал Школу амер. балета и неск. трупп («Американ балле», «Балле Караван», «Балле сосайети»), заложив основы амер. балета. Возникшая в 1948 его труппа «Нью-Йорк cити балле» и в нач. 21 в. остаётся самой значительной в США. Б. создал ок. 150 балетов, в осн. на инструментальную или симфоническую музыку, не предназначенную для танца (сюжет часто отсутствовал, содержание раскрывалось в развитии музыкально-хореографич. образов). Поставил балеты на музыку: П. И. Чайковского («Серенада», 1934, «Балле эмпериаль», 1941, «Аllegro brillante», 1956, «Третья сюита Чайковского», 1970, «Моцартиана», 1933 и 1981); И. С. Баха («Кончерто барокко», 1940); Ж. Бизе («Симфония до мажор», 1947); И. Ф. Стравинского («Поцелуй феи», 1937, «Орфей», 1948, «Жар-птица», 1949, «Агон», 1957, «Каприччио», вошедшее в балет «Драгоценности» под назв. «Рубины», 1967, «Ной и потоп», 1982, «Вариации для оркестра», 1982) и др. Создавал многоактные сюжетные спектакли («Сон в летнюю ночь» на муз. Ф. Мендельсона, 1962, «Дон Кихот» Н. Д. Набокова, 1965), новые редакции классич. балетов («Щелкунчик» П. И. Чайковского, 1954, «Раймонда» А. К. Глазунова, 1955, «Коппелия» Л. Делиба, 1974); ставил танцы в мюзиклах («На пуантах», 1936) и опереттах, а также концертные номера. Выступал как постановщик оперных спектаклей: «Похождения повесы» И. Ф. Стравинского («Метрополитен-опера», 1953), «Евгений Онегин» П. И. Чайковского и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (Гамбург, 1962 и 1969). Б. создал новый тип балетного спектакля, содержание которого – танцевальный образ, вырастающий из образа музыкального, взаимодействующий с музыкой через детально прорисованные танцевальные формы, сочетания движущихся тел. Балеты Б. отличает разнообразие танца, тончайшая отделка, виртуозная разработка движений. Он обнаружил новые возможности классич. балетного языка, обогатив его. Иск-во Б., т. о., способствовало формированию нового направления в хореографии, которое нашло своих последователей во мн. странах.