Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГО́ЦЦИ КАРЛО

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 562

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Ю. Сапрыкина

ГО́ЦЦИ (Gozzi) Кар­ло (13.12.1720, Ве­не­ция – 4.4.1806, там же), итал. дра­ма­тург. Брат Г. Гоц­ци. Сис­те­ма­тич. об­ра­зо­ва­ния не по­лу­чил. Лит. твор­че­ст­вом за­ни­мал­ся с сер. 1730-х гг. С 1744 пол­но­стью по­свя­тил се­бя лит-ре и те­ат­ру. С 1750-х гг. всту­пил в дли­тель­ную по­ле­ми­ку с про­све­ти­тель­ским те­ат­ром сво­его вре­ме­ни: са­ти­рич. по­эма «Улов влия­ний за 1756 ви­со­кос­ный год» («La Tartana degli in­flus­si per l’anno bi­sestile 1756», 1757) и др. Рез­ко осу­ж­дая ре­фор­ма­то­ров итал. ко­ме­дии (пре­ж­де все­го К. Голь­до­ни) за пря­мо­ли­ней­ный ра­цио­на­лизм и при­зем­лён­ность сю­же­тов, Г. об­ра­тил­ся к тра­ди­ции ко­ме­дии дель ар­те и ис­поль­зо­вал её в де­ся­ти фья­бах (итал. fiaba – сказ­ка) – те­ат­ра­ли­зов. вол­шеб­ных сказ­ках, про­дол­жаю­щих тра­ди­цию ба­роч­ной тра­ги­ко­ме­дии: «Лю­бовь к трём апель­си­нам» («L’Amo­re delle tre me­larance», 1761), «Во­рон» («Il corvo», 1761) – обе пье­сы ос­но­ва­ны на сю­же­тах из «Пен­та­ме­ро­на» Дж. Ба­зи­ле; «Ко­роль-олень» («Il re cervo», 1762), «Ту­ран­дот» («Turandot», 1762), «Жен­щи­на-змея» («La donna serpente», 1762), «Зо­беи­да» («Zobeide», 1763), «Си­нее чу­до­ви­ще» («Il mostro tur­chi­no», 1764), «Сча­ст­ли­вые ни­щие» («I Pi­toc­chi for­tunati», 1764), «Дзе­им, царь джин­нов…» («Zeim, re dei Genii…», 1765). Наи­бо­лее зна­чи­тель­ная из фьяб – «Зе­лё­ная птич­ка» («L’Augellino belverde», 1765), про­дол­жаю­щая в сю­жет­ном пла­не «Лю­бовь к трём апель­си­нам». Во фья­бах эле­мен­ты ан­ти­про­све­ти­тель­ской па­ро­дии со­че­та­ют­ся с яр­ки­ми сце­нич. эф­фек­та­ми, чу­дес­ны­ми пре­вра­ще­ния­ми и эк­зо­тич. при­клю­че­ния­ми, буф­фо­на­дой в ду­хе пло­щад­но­го те­ат­ра; как и в нар. сказ­ке, в борь­бе до­б­ра со злом не­из­мен­но по­бе­ж­да­ют бла­го­род­ст­во чувств, лю­бовь, ум, нравственная стой­кость и спра­вед­ли­вость. По ду­ху фья­бы со­от­вет­ст­ву­ют гу­ман­ным иде­ям Про­све­ще­ния, с ко­то­рым Г. яро­ст­но по­ле­ми­зи­ро­вал. Привер­жен­ность жан­ро­вой тра­ди­ции комедии ма­сок со­че­та­лась у Г. с транс­фор­ма­ци­ей её эс­те­ти­ки: из боль­шин­ст­ва фьяб бы­ла из­гна­на сво­бод­ная ак­тёр­ская им­про­ви­за­ция; вы­со­кий, не­сколь­ко ар­хаи­зи­рованный по­этический стиль со­че­тал­ся с шут­ли­вы­ми диа­ло­га­ми на ве­не­ци­ан­ском диа­лек­те.

Фья­бы обес­пе­чи­ли Г. уве­рен­ную по­бе­ду в со­пер­ни­че­ст­ве с К. Голь­до­ни, но их по­пу­ляр­ность в Ита­лии дли­лась не­дол­го. В 19 в. не­мец­кие (А. Шле­гель, Л. Тик, Э. Т. А. Гоф­ман) и фран­цуз­ские (Ж. де Сталь, Ш. Но­дье) ро­ман­ти­ки, а в Рос­сии – А. Н. Ост­ров­ский оце­ни­ли их яр­кую те­ат­раль­ность. В 20 в. к фья­бам Г. об­ра­ща­лись ре­жис­сё­ры В. Э. Мей­ер­хольд, Е. Б. Вах­тан­гов, С. В. Об­раз­цов, ком­по­зи­тор С. С. Про­кофь­ев.

Кро­ме фьяб, Г. на­пи­сал ещё 23 пье­сы, в т. ч. тра­ги­ко­ме­дии в ду­хе исп. «ко­ме­дии пла­ща и шпа­ги»: «Жен­щи­на ис­тин­но лю­бя­щая» («La Donna innamorata da vero», 1771; пье­су в 1870-х гг. на­чал пе­ре­во­дить А. Н. Ост­ров­ский), «Прин­цес­са-фи­ло­соф, или Про­ти­во­ядие» («La principessa filosofo ossia il contrav­ve­le­no», 1772), «Лю­бов­ное зе­лье» («Le dro­ghe d’amore», 1776) и др. С рас­па­дом в 1782 труп­пы А. Сак­ки, мно­го лет ста­вив­шей пре­им. пье­сы Г., он пе­ре­стал пи­сать для сце­ны и тру­дил­ся над из­дани­ем сво­их про­из­ве­де­ний. Сре­ди др. сочи­не­ний: ирои­ко­ми­че­ская по­эма «При­чуд­ни­ца Мар­фи­за» («La Marfisa bizzar­ra», 1761–68, опубл. в 1772), вы­смеи­вав­шая нра­вы и вку­сы дво­рян­ст­ва; об­шир­ная ав­то­био­гра­фия «Бес­по­лез­ные ме­муа­ры» («Memorie inutili», 1797), за­пе­чат­лев­шая быт и нра­вы Ве­не­ции кон. 18 в.

Соч.: Cказки для те­ат­ра. М., 1956; Opere. Mil., 1962; Novelle. Venezia, 2001; Lettere. Venezia, 2004.

Лит.: Bosisio P. C. Gozzi e Goldoni. Firenze, 1979; Beniscelli A. La finzione del fiabesco. Stu­di sul teatro di C. Gozzi. Genova, 1986; Salina Borello R. Le fate a teatro: le fiabe di C. Gozzi tra allegoria e parodia. Roma, 1996; Sangui­netti E. L’amore delle tre melarance: un tra­vestimento fiabesco e gozziano. Genova, 2001.

Вернуться к началу