КАРАТЫ́ГИН ВЯЧЕСЛАВ ГАВРИЛОВИЧ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАРАТЫ́ГИН Вячеслав Гаврилович [5(17).9.1875, Павловск – 23.10.1925, Ленинград], рос. музыковед, муз. критик, композитор. Из семьи воен. инженера, литератора. Обучался игре на фп. у матери, выпускницы С.-Петерб. конс. В 1898 окончил естеств. отделение физико-математич. факультета Петерб. ун-та, тогда же сблизился с Н. А. Римским-Корсаковым и др. представителями Беляевского кружка (по композиции занимался у Н. А. Соколова). Совм. с И. И. Крыжановским, В. Ф. Нувелем и А. П. Нуроком организовал в С.-Петербурге «Вечера современной музыки» (1901–12). С 1906 выступал в качестве муз. критика в газ. «Товарищ», журналах «Золотое Руно» и «Весы», в 1907–17 был муз. сотрудником газ. «Речь», одновременно выступал в журналах «Театр и искусство» (с 1909, под псевд. Черногорский), «Аполлон» (1909–14), «Музыкальный современник» (1915–17). Как композитор К. был связан с театром В. Ф. Комиссаржевской (музыка к спектаклям «Франческа да Римини» Г. Д’Аннунцио, 1908; «Чёрные маски» и «Анатэма» Л. Андреева, 1909; «Саломея» О. Уайльда, не поставлен) и др. драматич. театрами. Автор камерно-вокальных и фп. сочинений. Среди крупных композиторских работ – обработка нар. песен для сценич. представления «Обряд русской свадьбы» (1922–23, совм. с В. Н. Всеволодским-Гернгроссом). С 1916 преподавал в Петрогр. конс. (с 1919 проф. по кафедре истории музыки), с 1919 проф. и д. чл. Ин-та истории искусств в Петрограде. Был одним из организаторов и активных деятелей «Кружка друзей камерной музыки», чл. Худож. совета Петрогр. филармонии, пред. редколлегии изд-ва «Тритон», выступал с лекциями перед массовой аудиторией.
Один из крупнейших представителей рус. муз.-критич. мысли нач. 20 в., К. отстаивал новые явления в музыке: пропагандировал творчество А. Н. Скрябина, особенно позднего периода; верно оценил новаторство С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского и А. Шёнберга, основываясь на их ранних произведениях. Творчество К. Дебюсси и М. Равеля считал революционным, отмечая при этом «ограниченность» муз. импрессионизма в целом. Из композиторов прошлого особенное внимание уделял И. С. Баху. Значительны заслуги К. в изучении жизни и творчества М. П. Мусоргского, однако в целом К. была свойственна характерная для модернизма недооценка музыки 19 в. Увлекаясь новым, он находил устарелыми некоторые произведения Л. ван Бетховена, М. И. Глинки, негативно отзывался о П. И. Чайковском, С. В. Рахманинове, осуждал открытую эмоциональность и патетику в ранних произведениях Скрябина. Неограниченная индивидуальная свобода и правдивость выражения внутреннего «я» композитора выдвигались им как осн. закон худож. этики. Технологич. анализ музыки, основанный на строго науч. предпосылках, К. отделял от эстетич. оценки, которая, по его мнению, может быть только субъективной. Как исследователь-фольклорист К. записал неск. былинных напевов с голоса М. Д. Кривополеновой. Его «Учение об основных элементах музыки» (1925, не окончено) – широко задуманный опыт естественно-науч. ревизии элементарной теории музыки.