Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАРАТЫ́ГИН ВЯЧЕСЛАВ ГАВРИЛОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 86

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КАРАТЫ́ГИН Вя­че­слав Гав­ри­ло­вич [5(17).9.1875, Пав­ловск – 23.10.1925, Ле­нин­град], рос. му­зы­ко­вед, муз. кри­тик, ком­по­зи­тор. Из се­мьи во­ен. ин­же­не­ра, ли­те­ра­то­ра. Обу­чал­ся иг­ре на фп. у ма­те­ри, вы­пу­ск­ни­цы С.-Пе­терб. конс. В 1898 окон­чил ес­теств. от­де­ле­ние фи­зи­ко-ма­те­ма­тич. фа­куль­те­та Пе­терб. ун-та, то­гда же сбли­зил­ся с Н. А. Рим­ским-Кор­са­ко­вым и др. пред­ста­ви­те­ля­ми Бе­ля­ев­ско­го круж­ка (по ком­по­зи­ции за­ни­мал­ся у Н. А. Со­ко­ло­ва). Совм. с И. И. Кры­жа­нов­ским, В. Ф. Нувелем и А. П. Ну­ро­ком ор­га­ни­зо­вал в С.-Пе­тер­бур­ге «Ве­че­ра со­вре­мен­ной му­зы­ки» (1901–12). С 1906 вы­сту­пал в ка­че­ст­ве муз. кри­ти­ка в газ. «То­ва­рищ», жур­на­лах «Зо­ло­тое Ру­но» и «Ве­сы», в 1907–17 был муз. со­труд­ни­ком газ. «Речь», од­но­вре­мен­но вы­сту­пал в жур­на­лах «Те­атр и ис­кус­ст­во» (с 1909, под псевд. Чер­но­гор­ский), «Апол­лон» (1909–14), «Му­зы­каль­ный со­вре­мен­ник» (1915–17). Как ком­по­зи­тор К. был свя­зан с те­ат­ром В. Ф. Ко­мис­сар­жев­ской (му­зы­ка к спек­так­лям «Фран­че­ска да Ри­ми­ни» Г. Д’Ан­нунцио, 1908; «Чёр­ные мас­ки» и «Ана­тэ­ма» Л. Ан­д­рее­ва, 1909; «Са­ло­мея» О. Уай­ль­да, не по­став­лен) и др. дра­ма­тич. те­ат­ра­ми. Ав­тор ка­мер­но-во­каль­ных и фп. со­чи­не­ний. Сре­ди круп­ных ком­по­зи­тор­ских ра­бот – об­ра­бот­ка нар. пе­сен для сце­нич. пред­став­ле­ния «Об­ряд рус­ской свадь­бы» (1922–23, совм. с В. Н. Все­во­лод­ским-Герн­г­рос­сом). С 1916 пре­по­да­вал в Пет­рогр. конс. (с 1919 проф. по ка­фед­ре ис­то­рии му­зы­ки), с 1919 проф. и д. чл. Ин-та ис­то­рии ис­кусств в Пет­ро­гра­де. Был од­ним из ор­га­ни­за­то­ров и ак­тив­ных дея­те­лей «Круж­ка дру­зей ка­мер­ной му­зы­ки», чл. Ху­дож. со­ве­та Пет­рогр. фи­лар­мо­нии, пред. ред­кол­ле­гии изд-ва «Три­тон», вы­сту­пал с лек­ция­ми пе­ред мас­со­вой ау­ди­то­ри­ей.

Один из круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей рус. муз.-кри­тич. мыс­ли нач. 20 в., К. от­стаи­вал но­вые яв­ле­ния в му­зы­ке: про­па­ган­ди­ро­вал твор­че­ст­во А. Н. Скря­би­на, осо­бен­но позд­не­го пе­рио­да; вер­но оце­нил но­ва­тор­ст­во С. С. Про­кофь­е­ва, И. Ф. Стра­вин­ско­го и А. Шён­бер­га, ос­но­вы­ваясь на их ран­них про­из­ве­де­ни­ях. Твор­че­ст­во К. Де­бюс­си и М. Ра­ве­ля счи­тал ре­во­лю­ци­он­ным, от­ме­чая при этом «ог­ра­ни­чен­ность» муз. им­прес­сио­низ­ма в це­лом. Из ком­по­зи­то­ров про­шло­го осо­бен­ное вни­ма­ние уде­лял И. С. Ба­ху. Зна­чи­тель­ны за­слу­ги К. в изу­че­нии жиз­ни и твор­че­ст­ва М. П. Му­сорг­ско­го, од­на­ко в це­лом К. бы­ла свой­ст­вен­на ха­рак­тер­ная для мо­дер­низ­ма не­до­оцен­ка му­зы­ки 19 в. Ув­ле­ка­ясь но­вым, он на­хо­дил ус­та­ре­лы­ми не­ко­то­рые про­из­ве­де­ния Л. ван Бет­хо­ве­на, М. И. Глин­ки, не­га­тив­но от­зы­вал­ся о П. И. Чай­ков­ском, С. В. Рах­ма­ни­но­ве, осу­ж­дал от­кры­тую эмо­цио­наль­ность и па­те­ти­ку в ран­них про­из­ве­де­ни­ях Скря­би­на. Не­ог­ра­ни­чен­ная ин­ди­ви­ду­аль­ная сво­бо­да и прав­ди­вость вы­ра­же­ния внут­рен­не­го «я» ком­по­зи­то­ра вы­дви­га­лись им как осн. за­кон ху­дож. эти­ки. Тех­но­ло­гич. ана­лиз му­зы­ки, ос­но­ван­ный на стро­го на­уч. пред­по­сыл­ках, К. от­де­лял от эс­те­тич. оцен­ки, ко­то­рая, по его мне­нию, мо­жет быть толь­ко субъ­ек­тив­ной. Как ис­сле­до­ва­тель-фоль­кло­рист К. за­пи­сал неск. бы­лин­ных на­пе­вов с го­ло­са М. Д. Кри­во­по­ле­но­вой. Его «Уче­ние об ос­нов­ных эле­мен­тах му­зы­ки» (1925, не окончено) – ши­ро­ко за­ду­ман­ный опыт ес­те­ст­вен­но-на­уч. ре­ви­зии эле­мен­тар­ной тео­рии му­зы­ки.

Соч.: Мо­ло­дые рус­ские ком­по­зи­то­ры // Апол­лон. 1910. № 11, 12; Дра­ма и му­зы­ка // Ал­ко­ност. СПб., 1911. Кн. 1; «Пар­си­фаль». Тор­же­ст­вен­ная сце­ни­че­ская мис­те­рия Р. Ваг­не­ра. СПб., 1914; Скря­бин. П., 1915; О му­зы­каль­ной кри­ти­ке // Му­зы­каль­ный со­вре­мен­ник. 1915. Кн. 2; Ро­до­слов­ная М. П. Му­сорг­ско­го по муж­ской и жен­ской ли­нии. О «Со­ро­чин­ской яр­мар­ке». «Хо­ван­щи­на» и ее ав­то­ры. На ро­ди­не М. П. Му­сорг­ско­го. Пе­ре­чень со­чи­не­ний М. П. Му­сорг­ско­го // Му­зы­каль­ный со­вре­мен­ник. 1917. Кн. 5/6; I. Му­сорг­ский. II. Ша­ля­пин. П., 1922; От ро­ман­тиз­ма к реа­лиз­му (Ри­хард Штра­ус). П., 1922; Шу­берт. П., 1922; Избр. ста­тьи. М.; Л., 1965.

Лит.: Ос­сов­ский A. В. Г. Ка­ра­ты­гин // Му­зы­каль­ная ле­то­пись. Л.; М., 1925. Сб. 3; В. Г. Ка­ра­ты­гин. Жизнь. Дея­тель­ность. Ста­тьи. Ма­те­риа­лы. Л., 1927 (библ. и но­то­гра­фия); Сту­пель А. Рус­ская мысль о му­зы­ке 1895–1917. Л., 1980; Ла­щен­ко С. К. Му­зы­каль­ная жур­на­ли­сти­ка и му­зы­каль­ная кри­ти­ка // Ис­то­рия рус­ской му­зы­ки. М., 2004. Т. 10Б.

Вернуться к началу