РОССИ́ЙСКАЯ АССОЦИА́ЦИЯ ПРОЛЕТА́РСКИХ МУЗЫКА́НТОВ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РОССИ́ЙСКАЯ АССОЦИА́ЦИЯ ПРОЛЕТА́РСКИХ МУЗЫКА́НТОВ (РАПМ; др. названия: Ассоциация пролетарских музыкантов, АПМ; Всероссийская ассоциация пролетарских музыкантов, ВАПМ), музыкально-общественная организация. Основана в Москве, существовала в 1923–32. Суждения теоретиков РАПМ отличались вульгарным социологизмом: классич. муз. наследие, творчество мн. видных современников (С. В. Рахманинова, С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского и др.) были объявлены идейно чуждыми пролетариату. Музыка прошлого допускалась лишь «классово созвучная» (таковой считались некоторые сочинения Л. ван Бетховена); подлинная пролетарская музыка, согласно идеологии РАПМ, должна быть создана самим пролетариатом в доступных ему формах, т. е. в жанрах массовой песни и хора. Композиторы «непролетарского» происхождения (т. е. практически все проф. силы) объявлялись «классово чуждыми» или «попутчиками». Идеология РАПМ нашла отражение в печатных выступлениях муз. критиков: Л. Н. Лебединского (в 1925–30 председатель, в 1930–32 ответств. секретарь РАПМ), Ю. В. Келдыша, Д. В. Житомирского, А. А. Громана-Соловцова. В 1925 РАПМ покинули композиторы Д. С. Васильев-Буглай, М. И. Красев, К. А. Корчмарёв, Г. Г. Лобачёв; они образовали Объединение революц. композиторов и муз. деятелей (ОРКИМД), связанное с работой агитотдела Муз. сектора Госиздата. В 1928 в РАПМ вступили члены Производств. коллектива студентов Моск. консерватории (Проколл; основан в 1925): А. А. Давиденко, В. А. Белый, Б. С. Шехтер, М. В. Коваль, Н. К. Чемберджи, З. А. Левина и др. Печатные органы РАПМ – журналы «Музыка и Октябрь» (1926), «Пролетарский музыкант» (1929–32), «За пролетарскую музыку» (1930–32). Аналогичные организации существовали в ряде союзных республик (Украина, Грузия, Армения).
В 1932, после постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», РАПМ (как и др. муз. организации) была распущена; учреждён Союз композиторов СССР.