Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РОССИ́ЙСКАЯ АССОЦИА́ЦИЯ ПРОЛЕТА́РСКИХ МУЗЫКА́НТОВ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 665

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




РОССИ́ЙСКАЯ АССОЦИА́ЦИЯ ПРОЛЕ­ТА́Р­СКИХ МУЗЫКА́НТОВ (РАПМ; др. наз­ва­ния: Ас­со­циа­ция про­ле­тар­ских му­зы­кан­тов, АПМ; Все­рос­сий­ская ас­со­циа­ция про­ле­тар­ских му­зы­кан­тов, ВАПМ), му­зы­каль­но-об­ще­ст­вен­ная ор­га­ни­за­ция. Ос­но­ва­на в Мо­ск­ве, су­ще­ст­во­ва­ла в 1923–32. Су­ж­де­ния тео­ре­ти­ков РАПМ от­ли­ча­лись вуль­гар­ным со­цио­ло­гиз­мом: клас­сич. муз. на­сле­дие, твор­че­ст­во мн. вид­ных со­вре­мен­ни­ков (С. В. Рах­ма­ни­но­ва, С. С. Про­кофь­е­ва, И. Ф. Стра­вин­ско­го и др.) бы­ли объ­яв­ле­ны идей­но чуж­ды­ми про­ле­та­риа­ту. Му­зы­ка про­шло­го до­пус­ка­лась лишь «клас­со­во со­звуч­ная» (та­ко­вой счи­та­лись не­ко­то­рые со­чи­не­ния Л. ван Бет­хо­ве­на); под­лин­ная про­ле­тар­ская му­зы­ка, со­глас­но идео­ло­гии РАПМ, долж­на быть соз­да­на са­мим про­ле­та­риа­том в дос­туп­ных ему фор­мах, т. е. в жан­рах мас­со­вой пес­ни и хо­ра. Ком­по­зи­то­ры «не­про­ле­тар­ско­го» про­ис­хо­ж­де­ния (т. е. прак­ти­че­ски все проф. си­лы) объ­яв­ля­лись «клас­со­во чу­ж­ды­ми» или «по­пут­чи­ка­ми». Идео­ло­гия РАПМ на­шла от­ра­же­ние в пе­чат­ных вы­сту­п­ле­ни­ях муз. кри­ти­ков: Л. Н. Ле­бе­дин­ско­го (в 1925–30 пред­се­да­тель, в 1930–32 от­ветств. сек­ре­тарь РАПМ), Ю. В. Кел­ды­ша, Д. В. Жи­то­мир­ско­го, А. А. Гро­ма­на-Со­лов­цо­ва. В 1925 РАПМ по­ки­ну­ли ком­по­зи­то­ры Д. С. Ва­силь­ев-Буг­лай, М. И. Кра­сев, К. А. Кор­чма­рёв, Г. Г. Ло­ба­чёв; они об­ра­зо­ва­ли Объ­е­ди­не­ние ре­во­люц. ком­по­зи­то­ров и муз. дея­те­лей (ОРКИМД), свя­зан­ное с ра­бо­той агит­от­де­ла Муз. сек­то­ра Гос­из­дата. В 1928 в РАПМ всту­пи­ли чле­ны Про­из­водств. кол­лек­ти­ва сту­ден­тов Моск. кон­сер­ва­то­рии (Про­колл; ос­но­ван в 1925): А. А. Да­ви­ден­ко, В. А. Бе­лый, Б. С. Шех­тер, М. В. Ко­валь, Н. К. Чем­берд­жи, З. А. Ле­ви­на и др. Пе­чат­ные ор­га­ны РАПМ – жур­на­лы «Му­зы­ка и Ок­тябрь» (1926), «Про­ле­тар­ский му­зы­кант» (1929–32), «За про­ле­тар­скую му­зы­ку» (1930–32). Ана­ло­гич­ные ор­га­ни­за­ции су­ще­ст­во­ва­ли в ря­де со­юз­ных рес­пуб­лик (Ук­раи­на, Гру­зия, Ар­ме­ния).

В 1932, по­сле по­ста­нов­ле­ния ЦК ВКП(б) «О пе­ре­строй­ке ли­те­ра­тур­но-ху­до­же­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций», РАПМ (как и др. муз. ор­га­ни­за­ции) бы­ла рас­пу­ще­на; уч­ре­ж­дён Со­юз ком­по­зи­то­ров СССР.

Вернуться к началу