НЕЙГА́УЗ ГЕНРИХ ГУСТАВОВИЧ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕЙГА́УЗ Генрих Густавович [31.3(12.4).1888, Елисаветград, ныне Кировоград, Украина – 10.10.1964, Москва], рос. пианист, педагог, муз. писатель, нар. арт. РСФСР (1956). Племянник Ф. М. Блуменфельда, двоюродный брат К. Шимановского. В детстве учился игре на фортепиано у отца, пианиста Густава Вильгельмовича Нейгауза (1847–1938). С 8 лет импровизировал, с 10 лет концертировал. В 1904 и 1906 гастролировал в Германии, в 1909 – в Италии. В 1906 в Берлине совершенствовался в игре на фп. у Л. Годовского (в 1912–1914 – у него же в Вене), в 1910 брал уроки композиции у П. Ф. Юона (ученика С. И. Танеева). В 1915 окончил экстерном Петрогр. конс. В 1916–18 преподавал игру на фп. в Муз. уч-ще в Тифлисе, в 1919–22 проф. по классу фп. Киевской конс. В 1922–41 и 1944–64 проф. Моск. конс. (в 1935–37 директор). В Москве в сезон 1922/23 исполнил все сонаты А. Н. Скрябина, до 1958 концертировал в СССР как солист и в ансамбле (в дуэтах с А. А. Брандуковым, П. Коханьским, позднее с М. Б. Полякиным, Д. Ф. Ойстрахом, С. Н. Кнушевицким, с Квартетом им. Бетховена). Был участником кружка П. А. Ламма. Близкая дружба связывала Н. с Б. Л. Пастернаком, Р. Р. Фальком, В. Ф. Асмусом, Н. Н. Вильмонтом, А. Г. Габричевским. С 1933 выступал в печати со статьями об исполнителях (Годовском, Й. Сигети, О. Клемперере, Э. Петри, Полякине, В. В. Софроницком, Е. А. Мравинском, М. И. Гринберг, Г. Гульде, С. Т. Рихтере) и композиторах. В 1940 получил степень д-ра искусствоведения. В 1941 был арестован по сфабрикованному обвинению, в 1942–44 находился в ссылке в Свердловске, преподавал в Уральской консерватории.
Искусство Н. – одна из вершин романтич. пианизма, преемственно связанная с традициями Ф. Листа, А. Г. Рубинштейна, Ф. М. Блуменфельда, А. Н. Скрябина, И. Гофмана. Бурный темперамент, импульсивность, волевое начало сочетались в его игре с одухотворённой поэтичностью, тонким лиризмом, страстностью и правдивостью выражения; богатство фантазии и непосредственность творч. переживания в момент исполнения – с интеллектуальностью интерпретаторских замыслов. В огромном репертуаре Н. – произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа, И. Брамса, К. Дебюсси, К. Шимановского, Скрябина (многочисл. звукозаписи), С. С. Прокофьева, А. Н. Александрова, Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича. Как педагог Н. приобщал студентов к музыке во всём многообразии её специфики; решая проф.-пианистич. проблемы, одновременно формировал мировоззрение художника-музыканта. Его кн. «Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога» (1958; 6-е изд., 1999) переведена на мн. языки. Н. – создатель крупнейшей пианистич. школы, среди учеников – С. Т. Рихтер (приход которого в его класс в 1937 Н. считал гл. событием своей худож. жизни), Э. Г. Гилельс, Я. И. Зак, А. И. Ведерников, органист С. Л. Дижур, фп. педагоги Л. Е. Брумберг, В. В. Горностаева, Т. Д. Гутман, Б. Л. Кременштейн, Е. Я. Либерман, Б. С. Маранц, Л. Н. Наумов, В. Ю. Тиличеев; начинали заниматься в его классе В. В. Крайнев, А. Б. Любимов, А. А. Наседкин. Изданы аудиозаписи уроков Н. в Моск. конс. (сделаны П. В. Лобановым в кон. 1950-х – нач. 1960-х гг.). Ему принадлежат редакции произведений Шопена.
Сын и ученик Н. – Станислав Генрихович Нейгауз (21.3.1927, Москва – 24.1.1980, пос. Переделкино, близ Москвы), пианист, педагог, нар. арт. РСФСР (1978). С 5 лет воспитывался в доме Б. Л. Пастернака. В 1950 окончил Моск. конс. [занимался у В. С. Белова (ученика Ф. М. Блуменфельда), затем у отца]. Выступал как солист и в ансамбле (в фп. дуэте с отцом; с Н. Г. Гутман и др.). Тонкий интерпретатор романтич. фп. музыки, особенно произведений Ф. Шопена и А. Н. Скрябина. Гастролировал, в т. ч. за рубежом. С 1957 преподавал в Моск. конс. (проф. с 1975). Среди учеников – Б. Анжерер, В. В. Кастельский, В. В. Крайнев, Р. Лупу, Е. Г. Могилевский.