ЧЕРЕПНИНЫ́
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧЕРЕПНИНЫ́, династия музыкантов. Николай Николаевич [3(15).5.1873, С.-Петербург – 26.6.1946, Иси-ле-Мулино, ныне в деп-те О-де-Сен, Франция; похоронен в Париже], рос. композитор, дирижёр. Дворянин. Сын петерб. врача Николая Петровича Черепнина (1841–1906). В 1895 окончил юридич. ф-т С.-Петерб. ун-та, в 1898 – С.-Петерб. конс., где учился у Н. А. Римского-Корсакова (композиция), А. С. Аренского (дирижирование). Был постоянным дирижёром Русских симфонических концертов, выступал в концертах ИРМО, концертах А. И. Зилоти и др. Чл. Беляевского кружка. В 1906–09 дирижёр Мариинского театра, в 1909–14 – Русских сезонов и Русского балета Дягилева. Сочинения Ч., лучшие из которых созданы в период общения с художниками «Мира искуства», отличаются мастерством оркестровки. В 1905–18 преподавал дирижирование в С.-Петерб. конс. (проф. с 1909), среди учеников – С. С. Прокофьев, Н. А. Малько, А. В. Гаук. В 1918–21 работал в Тифлисе. В 1921 эмигрировал, до 1933 гастролировал в странах Европы и в США. Писал балетную музыку для трупп А. П. Павловой, М. М. Мордкина. Один из основателей (1925) и директор (1925–29, 1938–45) Рус. конс. в Париже. Среди сочинений: балеты «Павильон Армиды» (1907, Мариинский театр), «Нарцисс» (1911, Монте-Карло), оратория «Хождение Богородицы по мукам» (1934) и др. В 1922 завершил и инструментовал оперу «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского. Кн. «Воспоминания музыканта» (Л., 1976).
Его сын – Александр Николаевич [8(20).1.1899, С.-Петербург – 29.9.1977, Париж], рос. и амер. композитор и пианист. Учился в Петрогр. и Тифлисской консерваториях, с 1921 – в Париже. Жил преим. во Франции и США (с 1949, гражданин США с 1958), а также в Китае и Японии (1934–37). Гастролировал во многих странах (в 1967 в СССР). Как композитор испытал влияние И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева. Среди сочинений – оперы, балеты (в т. ч. «Фрески Аджанты», 1923, Лондон), кантаты, симфонии, фп. концерты. Автор оригинальной гармонич. системы, основанной на неомодальности (см. в ст. Модальность) и близкой понятию симметричных ладов. Модальная основа системы – 9-ступенный звукоряд в объёме октавы из неповторяющихся высот (с учётом октавного удвоения – 10-ступенный), который представляет собой наложение трёх 4-ступенных звукорядов в объёме большой терции каждый; полученные разновидности 9-ступенных звукорядов (целый тон в середине; целый тон внизу; целый тон вверху) автор называет «первым ладом» (по Н. Слонимскому – «гамма Черепнина»), «вторым ладом» и «третьим ладом». На практике 9-ступенный звукоряд используется подобно додекафонной серии, из которой в произвольном порядке берутся звуки для вертикальных и горизонтальных образований [такую технику композиции автор называет «интрапунктом» (англ. interpoint)].
Среди сыновей Александра Николаевича – Иван (1943–98), амер. композитор, дирижёр, пианист. Обучался у матери – кит. пианистки Ли Сяньмин. С сер. 1960-х гг. писал эксперим. электронную музыку, использовал мультимедиа. С 1972 руководил Студией электронной музыки Гарвардского ун-та.