Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧЕРЕПНИНЫ́

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 454-455

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЧЕРЕПНИНЫ́, ди­на­стия му­зы­кан­тов. Ни­ко­лай Ни­ко­лае­вич [3(15).5.1873, С.-Пе­тер­бург – 26.6.1946, Иси-ле-Му­ли­но, ны­не в деп-те О-де-Сен, Фран­ция; по­хо­ро­нен в Па­ри­же], рос. ком­по­зи­тор, ди­ри­жёр. Дво­ря­нин. Сын пе­терб. вра­ча Ни­ко­лая Пет­ро­ви­ча Че­реп­ни­на (1841–1906). В 1895 окон­чил юри­дич. ф-т С.-Пе­терб. ун-та, в 1898 – С.-Пе­терб. конс., где учил­ся у Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (ком­по­зи­ция), А. С. Арен­ско­го (ди­ри­жи­ро­ва­ние). Был по­сто­ян­ным ди­ри­жё­ром Рус­ских сим­фо­ни­че­ских кон­цер­тов, вы­сту­пал в кон­цер­тах ИРМО, кон­цер­тах А. И. Зи­ло­ти и др. Чл. Бе­ля­ев­ско­го круж­ка. В 1906–09 ди­ри­жёр Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра, в 1909–14 – Рус­ских се­зо­нов и Рус­ско­го ба­ле­та Дя­ги­ле­ва. Со­чи­не­ния Ч., луч­шие из ко­то­рых соз­да­ны в пе­ри­од об­ще­ния с ху­дож­ни­ка­ми «Ми­ра ис­ку­ст­ва», от­ли­ча­ют­ся мас­тер­ст­вом ор­ке­ст­ров­ки. В 1905–18 пре­по­да­вал ди­ри­жи­ро­ва­ние в С.-Пе­терб. конс. (проф. с 1909), сре­ди уче­ни­ков – С. С. Про­кофь­ев, Н. А. Маль­ко, А. В. Га­ук. В 1918–21 ра­бо­тал в Тиф­ли­се. В 1921 эмиг­ри­ро­вал, до 1933 га­ст­ро­ли­ро­вал в стра­нах Ев­ро­пы и в США. Пи­сал ба­лет­ную му­зы­ку для трупп А. П. Пав­ло­вой, М. М. Морд­ки­на. Один из ос­но­ва­те­лей (1925) и ди­рек­тор (1925–29, 1938–45) Рус. конс. в Па­ри­же. Сре­ди со­чи­не­ний: ба­ле­ты «Па­виль­он Ар­ми­ды» (1907, Ма­ри­ин­ский те­атр), «Нар­цисс» (1911, Мон­те-Кар­ло), ора­то­рия «Хо­ж­де­ние Бо­го­ро­ди­цы по му­кам» (1934) и др. В 1922 за­вер­шил и ин­ст­ру­мен­то­вал опе­ру «Со­ро­чин­ская яр­мар­ка» М. П. Му­сорг­ско­го. Кн. «Вос­по­ми­на­ния му­зы­кан­та» (Л., 1976).

Его сын – Алек­сандр Ни­ко­лае­вич [8(20).1.1899, С.-Пе­тер­бург – 29.9.1977, Па­риж], рос. и амер. ком­по­зи­тор и пиа­нист. Учил­ся в Пет­рогр. и Тиф­лис­ской кон­сер­ва­то­ри­ях, с 1921 – в Па­ри­же. Жил пре­им. во Фран­ции и США (с 1949, гра­ж­да­нин США с 1958), а так­же в Ки­тае и Япо­нии (1934–37). Га­ст­ро­ли­ро­вал во мно­гих стра­нах (в 1967 в СССР). Как ком­по­зи­тор ис­пы­тал влия­ние И. Ф. Стра­вин­ско­го, С. С. Про­кофь­е­ва. Сре­ди со­чи­не­ний – опе­ры, ба­ле­ты (в т. ч. «Фре­ски Ад­жан­ты», 1923, Лон­дон), кан­та­ты, сим­фо­нии, фп. кон­цер­ты. Ав­тор ори­ги­наль­ной гар­мо­нич. сис­те­мы, ос­но­ван­ной на не­омо­даль­но­сти (см. в ст. Мо­даль­ность) и близ­кой по­ня­тию сим­мет­рич­ных ла­дов. Мо­даль­ная ос­но­ва сис­темы – 9-сту­пен­ный зву­ко­ряд в объ­ё­ме ок­та­вы из не­по­вто­ряю­щих­ся вы­сот (с учё­том ок­тав­но­го уд­вое­ния – 10-сту­пен­ный), ко­то­рый пред­став­ля­ет со­бой на­ло­же­ние трёх 4-сту­пен­ных зву­ко­ря­дов в объ­ё­ме боль­шой тер­ции ка­ж­дый; по­лу­чен­ные раз­но­вид­но­сти 9-сту­пен­ных зву­ко­ря­дов (це­лый тон в се­ре­ди­не; це­лый тон вни­зу; це­лый тон ввер­ху) ав­тор на­зы­ва­ет «пер­вым ла­дом» (по Н. Сло­ним­ско­му – «гам­ма Че­реп­ни­на»), «вто­рым ла­дом» и «треть­им ла­дом». На прак­тике 9-сту­пен­ный зву­ко­ряд ис­поль­зу­ет­ся по­доб­но до­де­ка­фон­ной се­рии, из ко­то­рой в про­из­воль­ном по­ряд­ке бе­рут­ся зву­ки для вер­ти­каль­ных и го­ри­зон­таль­ных об­ра­зо­ва­ний [та­кую тех­ни­ку ком­по­зи­ции ав­тор на­зы­ва­ет «ин­тра­пунк­том» (англ. interpoint)].

Сре­ди сы­но­вей Алек­сан­д­ра Ни­ко­лае­ви­ча – Иван (1943–98), амер. ком­по­зи­тор, ди­ри­жёр, пиа­нист. Обу­чал­ся у ма­те­ри – кит. пиа­ни­ст­ки Ли Сянь­мин. С сер. 1960-х гг. пи­сал экс­пе­рим. элек­трон­ную му­зы­ку, ис­поль­зо­вал муль­ти­ме­диа. С 1972 ру­ко­во­дил Сту­ди­ей элек­трон­ной му­зы­ки Гар­вард­ско­го ун-та.

Лит.: Reich W. A. Tcherepnin. Bonn, 1970; Том­па­ко­ва О. М. Н. Н. Че­реп­нин. М., 1991; Ко­ра­бель­ни­ко­ва Л. З. А. Че­реп­нин: Дол­гое стран­ст­вие. М., 1999; Ло­ги­но­ва В. Твор­че­ский об­лик Н. Н. Че­реп­ни­на в кон­тек­сте рус­ско­го ис­кус­ст­ва на­ча­ла XX ве­ка: Лич­ность и стиль. Орен­бург, 2002; Arias E. A. A. Tcherepnin: A bio-bibliography. N. Y., 1989.

Вернуться к началу