СЛОНИ́МСКИЙ НИКОЛАС
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЛОНИ́МСКИЙ (Slonimsky) Николас (Николай Леонидович) [15(27).4.1894, С.-Петербург – 25.12.1995, Лос-Анджелес], амер. муз. критик и лексикограф, дирижёр, пианист, композитор. Дядя С. М. Слонимского. Между 1908–16 учился в С.-Петерб. / Петрогр. конс. (класс фп. И. А. Венгеровой), брал уроки у В. П. Калафати (композиция), М. О. Штейнберга (инструментовка). В 1920 эмигрировал, в 1921–22 жил в Париже, с 1923 – в США (гражданство с 1931). В 1923–24 брал уроки дирижирования у А. Коутса в Рочестере. В 1925–27 пианист Бостонского симфонич. оркестра и секретарь-переводчик С. А. Кусевицкого. До нач. 2-й мировой войны дирижировал небольшими амер. и европ. оркестрами, приобрёл известность как пропагандист новой амер. музыки, первый исполнитель сочинений Ч. Айвза («Три места в Новой Англии», 1931), Э. Вареза («Ионизация», 1933), Г. Кауэлла («Симфониетта», 1928, и др.). После 2-й мировой войны преподавал (в т. ч. в 1964–67 проф. ун-та в Лос-Анджелесе), выступал как муз. критик, лексикограф (ред. «Международной музыкальной энциклопедии О. Томпсона» и «Биографического словаря музыкантов Т. Бейкера»; чл. редсовета «Британской энциклопедии»). Его труд «Музыка с 1900 года» (1937, 6-е изд., 2001) – востребованный в США хронограф, сб-к документов на разных языках и словарь терминов, относящихся к музыке 20 в. «Тезаурус звукорядов и мелодических шаблонов» (1947), в котором собраны всевозможные мелодич. и ритмич. формулы в фп. фактуре (без учёта их историч. и худож. значимости), пользуется популярностью у джазовых музыкантов как сб-к упражнений для развития навыков импровизации. С. – автор муз. сочинений в разл. жанрах (от эстрадных песен до фп. и оркестровых пьес), написанных броско и виртуозно, но эклектичных по стилю.