Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЛОНИ́МСКИЙ НИКОЛАС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 454-455

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СЛОНИ́МСКИЙ (Slonimsky) Ни­ко­лас (Ни­ко­лай Ле­о­ни­до­вич) [15(27).4.1894, С.-Пе­тер­бург – 25.12.1995, Лос-Анд­же­лес], амер. муз. кри­тик и лек­си­ко­граф, ди­ри­жёр, пиа­нист, ком­по­зи­тор. Дя­дя С. М. Сло­ним­ско­го. Ме­ж­ду 1908–16 учил­ся в С.-Пе­терб. / Пет­рогр. конс. (класс фп. И. А. Вен­ге­ро­вой), брал уро­ки у В. П. Ка­ла­фа­ти (ком­по­зи­ция), М. О. Штейн­бер­га (ин­ст­ру­мен­тов­ка). В 1920 эмиг­ри­ро­вал, в 1921–22 жил в Па­ри­же, с 1923 – в США (гра­ж­дан­ст­во с 1931). В 1923–24 брал уро­ки ди­рижи­ро­ва­ния у А. Ко­ут­са в Ро­че­сте­ре. В 1925–27 пиа­нист Бос­тон­ско­го сим­фо­нич. ор­ке­ст­ра и сек­ре­тарь-пе­ре­во­дчик С. А. Ку­се­виц­ко­го. До нач. 2-й ми­ро­вой вой­ны ди­ри­жи­ро­вал не­боль­ши­ми амер. и ев­роп. ор­ке­ст­ра­ми, при­об­рёл из­вест­ность как про­па­ган­дист но­вой амер. му­зы­ки, пер­вый ис­пол­ни­тель со­чи­не­ний Ч. Айв­за («Три мес­та в Но­вой Анг­лии», 1931), Э. Ва­ре­за («Ио­ни­за­ция», 1933), Г. Кау­эл­ла («Сим­фо­ни­ет­та», 1928, и др.). По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны пре­пода­вал (в т. ч. в 1964–67 проф. ун-та в Лос-Анд­же­ле­се), вы­сту­пал как муз. кри­тик, лек­си­ко­граф (ред. «Ме­ж­ду­народ­ной му­зы­каль­ной эн­цик­ло­пе­дии О. Томп­со­на» и «Био­гра­фи­че­ско­го сло­ва­ря му­зы­кан­тов Т. Бей­ке­ра»; чл. ред­со­ве­та «Бри­тан­ской эн­цик­ло­пе­дии»). Его труд «Му­зы­ка с 1900 го­да» (1937, 6-е изд., 2001) – вос­тре­бо­ван­ный в США хро­но­граф, сб-к до­ку­мен­тов на раз­ных язы­ках и сло­варь тер­ми­нов, от­но­ся­щихся к му­зы­ке 20 в. «Те­зау­рус зву­ко­ря­дов и ме­ло­ди­че­ских шаб­ло­нов» (1947), в ко­то­ром со­б­ра­ны все­воз­мож­ные ме­лодич. и рит­мич. фор­му­лы в фп. фак­туре (без учё­та их ис­то­рич. и ху­дож. зна­чи­мо­сти), поль­зу­ет­ся по­пу­ляр­но­стью у джа­зо­вых му­зы­кан­тов как сб-к уп­раж­не­ний для раз­ви­тия на­вы­ков им­про­ви­за­ции. С. – ав­тор муз. со­чи­не­ний в разл. жан­рах (от эс­т­рад­ных пе­сен до фп. и ор­ке­ст­ро­вых пьес), на­пи­сан­ных бро­ско и вир­ту­оз­но, но эк­лек­тич­ных по сти­лю.

Соч.: Writings on music / Ed. by E. Yourke. N. Y.; L., 2004–2005. Vol. 1–4; Аб­со­лют­ный слух: Ис­то­рия жиз­ни. СПб., 2006.

Вернуться к началу