МО́РДКИН
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МО́РДКИН Михаил Михайлович [9(21).12.1880, Москва – 15.7.1944, Милбрук, штат Нью-Джерси], рос. и амер. артист балета, хореограф, педагог. Из семьи оркестранта моск. Большого театра. Окончив в 1900 балетное отделение Моск. театрального уч-ща (педагог В. Д. Тихомиров), занял ведущее положение в Большом театре. Был сторонником реформ А. А. Горского, в чьей постановке «Дон Кихота» Л. Ф. Минкуса исполнял специально созданную для него партию Эспады, а позднее и гл. партию – Базиля. Среди др. партий в балетах Горского: Феб («Дочь Гудулы» А. Ю. Симона), Нур («Нур и Анитра» А. А. Ильинского), Мато («Саламбо» А. Ф. Арендса). После выступления во время Русских сезонов в Париже 1909 в партии Рене де Божанси («Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина, балетм. М. М. Фокин) М. стал партнёром А. П. Павловой в гастрольных поездках. В 1910 в США осуществил и свои первые постановки, в т. ч. «Азиадэ» на сборную музыку. В 1911, гастролируя с собств. труппой, познакомил американцев с полной многоактной версией «Лебединого озера» П. И. Чайковского. В 1912 вернулся в Большой театр, выступил в новых постановках Горского: «Любовь быстра!» на музыку Э. Грига (Рыбак), «Шубертиана» на музыку Ф. Шуберта (Зонневальд) и «Евника и Петроний» на музыку Ф. Шопена (Петроний). Ставил концертные номера («Итальянский нищий» на музыку К. Сен-Санса, 1913), танцы в драматич. спектаклях: «Мнимый больной» Мольера (МХТ, постановка К. С. Станиславского; 1913), «Саломея» О. Уайльда (Камерный театр, постановка А. Я. Таирова; 1917) и др. В 1915–17 поставил неск. балетов в Киеве («Цветы Гренады» на музыку М. Мошковского, и др.). В 1918 из-за конфликта с руководством Большого театра покинул труппу, посвятив себя студии (которую создал в 1914) и гастролям с труппой своих учеников. В 1918–19 работал на Украине (преим. в Киеве): основал студию, ставил балеты, а также танцы в одном из самых знаменитых спектаклей тех лет – «Овечий источник» Лопе Ф. де Веги Карпьо в постановке К. А. Марджанишвили. В 1920–22 в Тифлисе организовал балетную труппу при Оперном театре, руководил школой, продолжал работать в качестве хореографа («Дионис» на музыку А. К. Глазунова, «Карнавал» на сборную музыку). В 1922 вернулся в Москву, гастролировал по России. В 1924 уехал в США и последующие 20 лет провёл в Нью-Йорке, где создал школу, на основе которой неск. раз организовывал гастрольные коллективы. В Америке заявил о себе прежде всего как педагог, много работая и с артистами драмы. Поставил балеты: «Золотая рыбка» на музыку Н. Н. Черепнина (1937), «Трепак» на музыку А. Н. Черепнина и «Весенние голоса» на музыку И. Штрауса (оба 1938) и др. Как танцовщик М. сохранял и развивал традиции моск. исполнительства, предполагавшего умение выступать как в классич., так и характерных ролях, сочетать танец с актёрской игрой. Склонный к импровизации, М. отличался энергичной, экспрессивной манерой танца. Он выработал новый – мужественный и динамичный («героический») – стиль исполнения, получивший в дальнейшем развитие на отеч. сцене в иск-ве А. Н. Ермолаева, В. М. Чабукиани и др.