ЭЛЕКТРО́ННАЯ МУ́ЗЫКА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭЛЕКТРО́ННАЯ МУ́ЗЫКА, музыка, созданная с использованием электромузыкальных инструментов и электронных технологий. Как направление академич. музыки Э. м. оформилась в 1950-х гг., с последней трети 20 в. получила широкое распространение в массовой культуре. Материал Э. м. – звуки и шумы, которые способны издавать электромеханические и электронные муз. инструменты, а также сигналы звуковой частоты, которые генерируют электронные устройства и разного рода преобразователи (магнитофоны и секвенсеры, генераторы в аналоговых синтезаторах, процессоры на компьютерных звуковых картах, автономные модули сэмплеров и др.), не являющиеся муз. инструментами. (При этом обслуживающие компьютерную периферию прикладные программы зачастую носят назв. «виртуальных инструментов».)
Специфич. проявления Э. м. связаны с концептуальными поисками новаторского, «неакустического», звучания в совокупности с поисками новшеств в гармонии (см. Сонорика, Микрохроматика), ритмике, муз. форме (см. Открытая форма), инструментовке. В наиболее радикальных экспериментах композиторы использовали исключительно электронные устройства; примеры – «Песни отроков» (1955) и «Контакты» (1-я ред., 1960) К. Штокхаузена, «Glissandi» (1957) и «Артикуляция» (1958) Д. Лигети, «Моменты» (1960) Л. Берио, «Электронная поэма» (1958) Э. Вареза, «Scambi» (1957) и «Три образа Льежа» (1961) А. Пуссёра, «Vivente – non vivente» для АНСа (1970) С. А. Губайдулиной, «Персеполис» (1971) Я. Ксенакиса. Чаще композиторы предпочитали сочетания электромузыкальных инструментов [траутониум в «Концертино» П. Хиндемита (1931), волны Мартено в «Трёх маленьких литургиях» (1944) и симфонии «Турангалила» (1948) О. Мессиана, терменвокс в «Фантазии» Б. Мартину (1945)] либо подготовленных заранее фонограмм [«Воображаемый пейзаж № 3» Дж. Кейджа (1942), «Пустыни» Вареза (1954), «Поэзия по возможности» («Poésie pour pouvoir») П. Булеза (1958), «Тема. Дань почтения Джойсу» Берио (1958), «Электрический контрапункт» С. Райха (1987)] с голосом, традиц. инструментами, а также с немузыкальными звуками и шумами природного и искусственного происхождения (см. Конкретная музыка). С 1960-х гг. артефакты электронной и конкретной музыки в совокупности называют также «электроакустической музыкой». В кон. 20 в. интерес к использованию синтезированных «новаторских» звучаний со «спецэффектами» в эксперим. академич. музыке снизился.
От концептуальной Э. м. следует отличать многочисл. композиции, в которых электромузыкальные инструменты и компьютерные технологии используются для создания разного рода прикладной музыки: терапевтической (для релаксации), развлекательной (напр., танцевальной), психоделической (некоторые разновидности рок-музыки), музыки для кино и театра (особенно как иллюстрации космич. и подводной тематики). В прикладных разновидностях Э. м. электронные звуки и шумы в целом подчинены традиц. логике муз. языка (мажорно-минорная тональность, тактовая акцентная метрика) и формы; творч. усилия джазовых, рок- и поп-музыкантов сосредоточены гл. обр. на колористич. стороне гармонии и инструментовки (Ч. Кориа, Х. Хэнкок, Б. Ино, К. Шульце, Ж. М. Жарр, Ч. Немен и мн. др.).