Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭЛЕКТРО́ННАЯ МУ́ЗЫКА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 321

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ЭЛЕКТРО́ННАЯ МУ́ЗЫКА, му­зы­ка, со­здан­ная с ис­поль­зо­ва­ни­ем элек­тро­му­зы­каль­ных ин­ст­ру­мен­тов и элек­трон­ных тех­но­ло­гий. Как на­прав­ле­ние ака­де­мич. му­зы­ки Э. м. офор­ми­лась в 1950-х гг., с по­след­ней тре­ти 20 в. по­лу­чи­ла ши­рокое рас­про­стра­не­ние в мас­со­вой куль­ту­ре. Ма­те­ри­ал Э. м. – зву­ки и шу­мы, ко­то­рые спо­соб­ны из­да­вать элек­тро­ме­ха­ни­че­ские и элек­трон­ные муз. ин­ст­ру­мен­ты, а так­же сиг­на­лы зву­ко­вой час­то­ты, ко­то­рые ге­не­ри­ру­ют элек­трон­ные уст­рой­ст­ва и раз­но­го ро­да пре­об­ра­зо­ва­те­ли (маг­ни­то­фо­ны и се­к­вен­се­ры, ге­не­ра­то­ры в ана­ло­го­вых син­те­за­то­рах, про­цес­со­ры на ком­пь­ю­тер­ных зву­ко­вых кар­тах, ав­то­ном­ные мо­ду­ли сэм­пле­ров и др.), не яв­ляю­щие­ся муз. ин­ст­ру­мен­та­ми. (При этом об­слу­жи­ваю­щие ком­пь­ю­тер­ную пе­ри­фе­рию при­клад­ные про­грам­мы за­час­тую но­сят назв. «вир­ту­аль­ных ин­ст­ру­мен­тов».)

Спе­ци­фич. про­яв­ле­ния Э. м. свя­за­ны с кон­цеп­ту­аль­ны­ми по­ис­ка­ми но­ва­тор­ско­го, «не­аку­сти­че­ско­го», зву­ча­ния в со­во­куп­но­сти с по­ис­ка­ми нов­шеств в гар­мо­нии (см. Со­но­ри­ка, Мик­ро­хро­ма­ти­ка), рит­ми­ке, муз. фор­ме (см. От­кры­тая фор­ма), ин­ст­ру­мен­тов­ке. В наи­бо­лее ра­ди­каль­ных экс­пе­ри­мен­тах ком­по­зи­то­ры ис­поль­зо­ва­ли ис­клю­чи­тель­но элек­трон­ные уст­рой­ст­ва; при­ме­ры – «Пес­ни от­ро­ков» (1955) и «Кон­так­ты» (1-я ред., 1960) К. Шток­хау­зе­на, «Glissandi» (1957) и «Ар­ти­ку­ля­ция» (1958) Д. Ли­ге­ти, «Мо­мен­ты» (1960) Л. Бе­рио, «Элек­трон­ная по­эма» (1958) Э. Ва­ре­за, «Scambi» (1957) и «Три об­раза Лье­жа» (1961) А. Пус­сё­ра, «Vivente – non vivente» для АНСа (1970) С. А. Гу­бай­ду­ли­ной, «Пер­се­по­лис» (1971) Я. Ксе­на­ки­са. Ча­ще ком­по­зи­то­ры пред­по­чи­та­ли со­че­та­ния элек­тро­му­зы­каль­ных ин­ст­румен­тов [трау­то­ни­ум в «Кон­цер­ти­но» П. Хин­де­ми­та (1931), вол­ны Мар­те­но в «Трёх ма­лень­ких ли­тур­ги­ях» (1944) и сим­фо­нии «Ту­ран­га­ли­ла» (1948) О. Мес­сиа­на, тер­мен­вокс в «Фан­та­зии» Б. Мар­ти­ну (1945)] ли­бо под­го­тов­лен­ных за­ра­нее фо­но­грамм [«Во­об­ра­жае­мый пей­заж № 3» Дж. Кей­джа (1942), «Пус­ты­ни» Ва­ре­за (1954), «По­эзия по воз­мож­но­сти» («Poésie pour pouvoir») П. Бу­ле­за (1958), «Те­ма. Дань поч­те­ния Джой­су» Бе­рио (1958), «Элек­три­че­ский кон­тра­пункт» С. Рай­ха (1987)] с го­ло­сом, тра­диц. ин­ст­ру­мен­та­ми, а так­же с не­му­зы­каль­ны­ми зву­ка­ми и шу­ма­ми при­род­но­го и ис­кус­ст­вен­но­го про­ис­хож­де­ния (см. Кон­крет­ная му­зы­ка). С 1960-х гг. ар­те­фак­ты элек­трон­ной и кон­крет­ной му­зы­ки в со­во­куп­но­сти на­зы­ва­ют так­же «элек­тро­аку­сти­че­ской му­зы­кой». В кон. 20 в. ин­те­рес к ис­поль­зо­ва­нию син­те­зи­ро­ван­ных «но­ва­тор­ских» зву­ча­ний со «спе­цэф­фек­та­ми» в экс­пе­рим. ака­де­мич. му­зы­ке сни­зил­ся.

От кон­цеп­ту­аль­ной Э. м. сле­ду­ет от­ли­чать мно­го­числ. ком­по­зи­ции, в ко­то­рых элек­тро­му­зы­каль­ные ин­ст­ру­мен­ты и ком­пь­ю­тер­ные тех­но­ло­гии ис­поль­зу­ют­ся для соз­да­ния раз­но­го ро­да при­клад­ной му­зы­ки: те­ра­пев­ти­че­ской (для ре­лак­са­ции), раз­вле­ка­тель­ной (напр., тан­це­валь­ной), пси­хо­де­ли­че­ской (не­ко­то­рые раз­но­вид­но­сти рок-му­зы­ки), му­зы­ки для ки­но и те­ат­ра (осо­бен­но как ил­лю­ст­ра­ции кос­мич. и под­вод­ной те­ма­ти­ки). В при­клад­ных раз­но­вид­но­стях Э. м. элек­трон­ные зву­ки и шу­мы в це­лом под­чи­не­ны тра­диц. ло­ги­ке муз. язы­ка (ма­жор­но-ми­нор­ная то­наль­ность, так­то­вая ак­цент­ная мет­ри­ка) и фор­мы; творч. уси­лия джа­зо­вых, рок- и поп-му­зы­кан­тов со­сре­до­то­че­ны гл. обр. на ко­ло­ри­стич. сто­ро­не гар­мо­нии и ин­ст­ру­мен­тов­ки (Ч. Ко­риа, Х. Хэн­кок, Б. Ино, К. Шуль­це, Ж. М. Жарр, Ч. Не­мен и мн. др.).

Лит.: Во­ло­дин А. А. Элек­тро­му­зы­каль­ные ин­ст­ру­мен­ты. М., 1979; Humpert H. U. Elektro­nische Musik: Geschichte, Technik, Komposi­tio­nen. Mainz, 1987; Тео­рия со­вре­мен­ной ком­по­зи­ции / Ред. В. С. Це­но­ва. М., 2007; Demers J. Listening through the noise: The aesthetics of experimental electronic music. Oxf., 2010; The Cambridge companion to electronic music / Ed. by N. Collins, J. d’Escriván. Camb., 2013.

Вернуться к началу