ВАРЕ́З ЭДГАР
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВАРЕ́З (Varèse) Эдгар (22.12.1883, Париж – 6.11.1965, Нью-Йорк), амер. композитор и дирижёр. По происхождению француз. В 1904–06 обучался в парижской «Схола канторум» у А. Русселя (композиция) и В. д’Энди (дирижирование), в 1906–07 – в Парижской конс. у Ш. Видора (композиция). С 1908 работал в Берлине, где организовал «Симфонический хор» (1908–09), с которым исполнял музыку ранних полифонистов. Дирижировал симфонич. оркестром в Праге (1914). С 1915 жил преим. в США, в 1928–33 – в Париже. Пропагандировал совр. музыку: дирижировал созданным им Новым симфонич. оркестром (1919), организовал Междунар. гильдию композиторов (1921–27). В 1943–47 возглавлял созданный им в Нью-Йорке Большой хор, с которым исполнял малоизвестные сочинения композиторов Возрождения и барокко.
В своих произведениях стремился к радикальному обновлению муз. языка с помощью совр. техник композиции. В русле электронной музыки и конкретной музыки созданы наиболее известные его сочинения: «Ионизация» для 41 ударного инструмента и 2 сирен (1931) и «Пустыни» для электронных духовых и ударных (1954; в этом произведении звучание традиц. инструментов контрастирует с аудиозаписью фабричных шумов). В «Электронной поэме» (1958) используются ещё более разнообразные шумы и звуки, механические и естественные (в т. ч. фрагментарные записи отд. голосов и хора). Муз.-эстетич. идеи В. (освобождение от ограничений темперации, расширение тембровых возможностей, частотного и динамич. диапазона звука, более активное использование обертонов, пространственно обусловленное исполнение музыки и др.) оказали большое влияние на творчество композиторов-авангардистов 20 в.