Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАРЕ́З ЭДГАР

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 602

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ВАРЕ́З (Varèse) Эд­гар (22.12.1883, Па­риж – 6.11.1965, Нью-Йорк), амер. ком­по­зи­тор и ди­ри­жёр. По про­ис­хо­ж­де­нию фран­цуз. В 1904–06 обу­чал­ся в па­риж­ской «Схо­ла кан­то­рум» у А. Рус­се­ля (ком­по­зи­ция) и В. д’Энди (ди­ри­жи­ро­ва­ние), в 1906–07 – в Па­риж­ской конс. у Ш. Ви­до­ра (ком­по­зи­ция). С 1908 ра­бо­тал в Бер­ли­не, где ор­га­ни­зо­вал «Сим­фо­ни­че­ский хор» (1908–09), с ко­то­рым ис­пол­нял му­зы­ку ран­них по­ли­фо­ни­стов. Ди­ри­жи­ро­вал сим­фо­нич. ор­ке­ст­ром в Пра­ге (1914). С 1915 жил пре­им. в США, в 1928–33 – в Па­ри­же. Про­па­ган­ди­ро­вал совр. му­зы­ку: ди­ри­жи­ро­вал соз­дан­ным им Но­вым сим­фо­нич. ор­ке­ст­ром (1919), ор­га­ни­зо­вал Ме­ж­ду­нар. гиль­дию ком­по­зи­то­ров (1921–27). В 1943–47 воз­глав­лял соз­дан­ный им в Нью-Йор­ке Боль­шой хор, с ко­то­рым ис­пол­нял ма­ло­из­ве­ст­ные со­чи­не­ния ком­по­зи­то­ров Воз­ро­ж­де­ния и ба­рок­ко.

В сво­их про­из­ве­де­ни­ях стре­мил­ся к ра­ди­каль­но­му об­нов­ле­нию муз. язы­ка с по­мо­щью совр. тех­ник ком­по­зи­ции. В рус­ле элек­трон­ной му­зы­ки и кон­крет­ной му­зы­ки соз­да­ны наи­бо­лее из­вест­ные его со­чи­не­ния: «Ио­ни­за­ция» для 41 удар­но­го ин­ст­ру­мен­та и 2 си­рен (1931) и «Пус­ты­ни» для элек­трон­ных ду­хо­вых и удар­ных (1954; в этом про­из­ведении зву­ча­ние тра­диц. ин­ст­ру­мен­тов кон­тра­сти­ру­ет с ау­дио­за­пи­сью фаб­рич­ных шу­мов). В «Элек­трон­ной по­эме» (1958) ис­поль­зу­ют­ся ещё бо­лее раз­но­об­раз­ные шу­мы и зву­ки, ме­ха­ни­че­ские и ес­те­ст­вен­ные (в т. ч. фраг­мен­тар­ные за­пи­си отд. го­ло­сов и хо­ра). Муз.-эс­тетич. идеи В. (ос­во­бо­ж­де­ние от ог­ра­ни­че­ний тем­пе­ра­ции, рас­ши­ре­ние тем­бро­вых воз­мож­но­стей, час­тот­но­го и ди­на­мич. диа­па­зо­на зву­ка, бо­лее ак­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние обер­то­нов, про­стран­ст­вен­но обу­слов­лен­ное ис­пол­не­ние му­зы­ки и др.) ока­за­ли боль­шое влия­ние на твор­че­ст­во ком­по­зи­то­ров-аван­гар­ди­стов 20 в.

Лит.: E. Varèse: 1883–1965. Dokumente zu Le­ben und Werk / Hrsg. von H. de la Motte-Ha­ber, K. Angermann. Fr./M., 1990.

Вернуться к началу