Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОНКРЕ́ТНАЯ МУ́ЗЫКА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 49

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КОНКРЕ́ТНАЯ МУ́ЗЫКА (франц. musique concrète), вид ком­по­зи­тор­ской тех­ни­ки в му­зы­ке 20–21 вв. Ис­поль­зу­ет в ка­че­ст­ве зву­ко­во­го ма­те­риа­ла не муз. зву­ки, а «на­ту­раль­ные» зву­ча­ния (звук па­даю­щих ка­пель во­ды, шум по­ез­да, го­ло­са птиц, скрип две­ри, вздо­хи или кри­ки), за­пи­сан­ные и/или пре­об­разо­ван­ные с по­мо­щью элек­тро­аку­стич. ап­па­ра­ту­ры. К ним мо­гут так­же до­бав­лять­ся зву­ча­ния муз. ин­ст­ру­мен­тов и пев­че­ских го­ло­сов. К. м. воз­ник­ла в кон. 1940-х гг. во Фран­ции как од­на из вет­вей муз. аван­гар­диз­ма; об­ра­зец – «Сим­фо­ния для од­но­го че­ло­ве­ка» П. Шеф­фе­ра и П. Ан­ри (1950). К. м. на­хо­дит при­ме­не­ние при муз. оформ­ле­нии дра­ма­тич. спек­так­лей и ки­но­филь­мов. К приё­мам К. м. мож­но от­не­сти и вклю­че­ние «на­ту­раль­ных» зву­ков в кон­текст обыч­ной то­но­вой му­зы­ки как осо­бый кра­соч­ный эф­фект (напр., за­пись пе­ния со­ло­вья в сим­фо­нич. по­эме «Пи­нии Ри­ма» О. Рес­пи­ги).

Лит.: Schaeffer P. A la recherche dʼune mu­si­que concrète. P., 1952; Ко­го­утек Ц. Тех­ни­ка ком­по­зи­ции в му­зы­ке XX в. М., 1976.

Вернуться к началу