ВИДО́Р ШАРЛЬ МАРИ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВИДО́Р (Widor) Шарль Мари (21.2.1844, Лион – 12.3.1937, Париж), франц. органист, композитор, музыковед, педагог. Чл. Академии изящных искусств (1910; с 1914 непременный секретарь). Дед, выходец из Венгрии, был органным мастером, отец – церковным органистом. Первоначально В. учился у отца, затем в Брюссельской конс. у Н. Ж. Лемменса (орган) и Ф. Ж. Фетиса (композиция). В 1869–1934 органист ц. Св. Сульпиция в Париже. С 1891 проф. Парижской конс. (класс органа, в 1896–1905 класс композиции). Среди учеников: органисты А. Швейцер, Л. Вьерн, М. Дюпре, композиторы Н. Буланже, Э. Варез, Д. Мийо, А. Онеггер. Органист-виртуоз, блестящий импровизатор, приобщил франц. публику к наследию И. С. Баха, подготовил издание его органных произведений (совм. с Швейцером; vol. 1–5, 1912–14). Концертировал, в т. ч. неоднократно в России (с 1896). По рекомендации и под наблюдением В. в 1901 установлен орган фирмы «Кавайе-Колль» в Большом зале Московской конс. В своих сочинениях трактовал орган как эквивалент симфонич. оркестра (10 органных симфоний 1876–1900; популярны «Епископский марш» из 1-й симфонии и Токката из 5-й). Автор опер (в т. ч. «Нерто», по Ф. Мистралю, 1924, Парижская опера), балетов (в т. ч. «Корригана», 1880, там же), церковных сочинений (в т. ч. Месса для 2 хоров и 2 органов), 5 симфоний (3-я с органом; 4-я, «Античная», и 5-я, Sinfonia sacra, также с хором), симфонич. поэмы «Вальпургиева ночь» (1888, для хора с оркестром), концертов с оркестром для фп., для виолончели, музыки к драматич. спектаклям. Для К. А. Эрдели написал Хорал с вариациями для арфы с оркестром (1900). В 1904 дополнил, в т. ч. примерами из опер Р. Вагнера, «Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке» Г. Берлиоза.