Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФЕТИ́С ФРАНСУА ЖОЗЕФ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 293-294

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ФЕТИ́С (Fétis) Фран­суа Жо­зеф (25.3.1784, Монс – 26.3.1871, Брюс­сель), бельг. му­зы­ко­вед, муз. кри­тик и про­све­ти­тель, ком­по­зи­тор. Из се­мьи му­зы­кан­тов и мас­те­ров-ин­ст­ру­мен­та­ли­стов. В 1800–06 учил­ся в Па­риж­ской конс. у А. Бу­аль­дьё, Л. Б. Пра­де­ра (фп.) и Ж. Б. Рея (тео­рия му­зы­ки). В 1821–31 пре­по­да­вал там же муз.-тео­ре­тич. дис­ци­п­ли­ны. С 1820-х гг. пи­сал муз.-кри­тич. ста­тьи, в 1827 ос­но­вал собств. газ. «Revue musi­cale», до 1833 был её ве­ду­щим ав­то­ром. С 1835 ре­гу­ляр­но пуб­ли­ко­вал­ся в па­риж­ской «Revue et gazette musicale» (напр., в 1852–53 на­пе­ча­тал цикл ста­тей о Р. Ваг­не­ре). В кон. 1820-х гг. в Па­риж­ском ун-те про­слу­шал курс лек­ций В. Ку­зе­на, фи­лос. воз­зре­ния ко­то­ро­го оп­ре­де­ли­ли на­уч. и ди­дак­тич. кон­цеп­ции Ф. В 1833 по при­гла­ше­нию бельг. ко­ро­ля Ле­о­поль­да I воз­гла­вил от­кры­тую Брюс­сель­скую конс., до кон­ца жиз­ни был её проф. и ди­рек­то­ром (сре­ди уче­ни­ков – Л. Бер­тен, Ш. М. Ви­дор, Ф. Ге­рольд, У. Ка­зинс); при Ф. это муз. учеб­ное за­ве­де­ние ста­ло од­ним из луч­ших в Ев­ро­пе. В 1832–55 в Па­ри­же в про­све­ти­тель­ских це­лях уст­раи­вал кон­цер­ты ма­ло­из­ве­ст­ной му­зы­ки 16–17 вв. («Con­certs Historiques»), со­про­во­ж­дая ис­пол­няе­мые пье­сы по­яс­не­ния­ми.

Ав­тор на­уч. мо­но­гра­фий, учеб­ни­ков и спра­воч­ни­ков, сре­ди них – «Все­об­щий био­гра­фи­че­ский сло­варь му­зы­кан­тов» (т. 1–8, 1835–44; 2-е ис­прав­лен­ное и до­пол­нен­ное изд., 1860–65), «Об­щая ис­то­рия му­зы­ки от древ­но­сти до на­ших дней» (т. 1–5, 1869–76), «Трак­тат о кон­тра­пунк­те и фу­ге» (2-е изд., 1846), «Эле­мен­тар­ная тео­рия му­зы­ки» (1832), «Трак­тат о хо­ро­вом пе­нии» (1837), «Наи­луч­ший ме­тод иг­ры на фор­те­пиа­но» (совм. с И. Мо­ше­ле­сом, 1840). Из тео­ре­тич. тру­дов наи­бо­лее ва­жен «Пол­ный трак­тат о тео­рии и прак­ти­ке гар­мо­нии» (1844), ко­то­рый впер­вые в ис­то­рии ев­роп. нау­ки пре­тен­до­вал на уни­вер­саль­ный ох­ват гар­мо­нии (то­наль­но­сти в ши­ро­ком смыс­ле, т. е. ла­да), в 4 ис­то­рич. фа­зах. Му­зы­ка «од­но­то­наль­но­го строя» (ordre unitonique), к ко­то­рой Ф. от­но­сил cantus planus (гри­го­ри­ан­ский хо­рал), со­глас­но его опи­са­нию, бы­ла спо­кой­ной и бес­стра­ст­ной, ли­шён­ной энер­гии дви­же­ния, а по­то­му и мо­ду­ля­ции. В му­зы­ке «тран­зи­то­наль­но­го (пе­ре­ход­но­го) строя» (ordre transitonique), ко­то­рую Ф. свя­зал с име­нем К. Мон­те­вер­ди и да­ти­ро­вал ру­бе­жом 16–17 вв., поя­ви­лись до­ми­нан­тсеп­так­корд и мо­ду­ля­ция; та­кая му­зы­ка уже со­дер­жа­ла «энер­гию стрем­ле­ния», не­об­хо­ди­мую для опе­ры. В му­зы­ке В. А. Мо­цар­та, от­не­сён­ной Ф. к «плю­ри­то­наль­но­му строю» (ordre pluritonique), мо­ду­ля­ция при­об­ре­ла изы­скан­ное мно­го­об­ра­зие бла­го­да­ря хро­ма­ти­ке и умень­шён­но­му сеп­так­кор­ду. На­ко­нец, ро­ман­тич. му­зы­ку Г. Бер­лио­за и осо­бен­но Р. Ваг­не­ра с их «не­на­сыт­ным стрем­ле­ни­ем к мо­ду­ля­ции» (в т. ч. эн­гар­мо­ни­че­ской) Ф. от­нёс к «ом­ни­то­наль­но­му строю» (ordre omnitonique). Счи­тая ма­жор­но-ми­нор­ную то­наль­ность «чис­то ме­та­фи­зи­че­ским прин­ци­пом» (prin­cipe purement métaphysique), он при­ме­нял для её опи­са­ния ме­та­фо­рич. тер­ми­ны «ус­той», «стрем­ле­ние», «тя­го­те­ние», «раз­ре­ше­ние» (со­от­вет­ст­вен­но repos, tendance, attraction, résolution) и др. и рез­ко про­ти­во­пос­та­вил свою трак­тов­ку гар­мо­нии преж­ним – ма­те­ма­ти­че­ским и фи­зи­че­ским [так, Пи­фа­го­ра он на­зы­вал «са­мым бес­че­ст­ным из ко­гда-ли­бо жив­ших шар­ла­та­нов» («Revue mu­sicale», 1828, t. 2, p. 468)]. Трак­тат Ф. о гар­мо­нии во 2-й пол. 19 в. был вос­тре­бо­ван во Фран­ции (ме­ж­ду 1844 и 1903 вы­шло 20 из­да­ний), ока­зал боль­шое влия­ние на не­мец­кую (Х. Ри­ман и его шко­ла вплоть до Д. де ла Мот­та; Э. Курт) и рус­скую (Б. Л. Явор­ский, Б. В. Асафь­ев и их по­сле­до­ва­те­ли) тео­рию му­зы­ки 19–20 вв.

Ф. при­над­ле­жит ряд про­из­ве­де­ний для муз. те­ат­ра, Ре­к­ви­ем, ла­мен­та­ции, Te Deum, 2 сим­фо­нии (1862, 1863), пье­сы для фп. и ор­га­на, ка­мер­ные ан­самб­ли и др., но наи­бо­лее из­вест­ны его муз. мис­ти­фи­ка­ции: ария «Pietà Signore» (при­пи­сы­ва­лась А. Стра­дел­ле) и Кон­церт для лют­ни (при­пи­сы­вал­ся В. Штро­бе­лю).

Лит.: Wangermée R. F.-J. Fétis, musicologue et compositeur. Brux., 1951; Arlin M. Fétis’ сontribution to practical and historical music theory // Revue belge de Musicologie. 1972/73. T. 26/27; Christensen T. Fétis and emerging tonal consciousness // Music theory in the age of Romanticism / Ed. I. Bent. Camb.; N. Y., 1996.

Вернуться к началу