ФЕТИ́С ФРАНСУА ЖОЗЕФ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФЕТИ́С (Fétis) Франсуа Жозеф (25.3.1784, Монс – 26.3.1871, Брюссель), бельг. музыковед, муз. критик и просветитель, композитор. Из семьи музыкантов и мастеров-инструменталистов. В 1800–06 учился в Парижской конс. у А. Буальдьё, Л. Б. Прадера (фп.) и Ж. Б. Рея (теория музыки). В 1821–31 преподавал там же муз.-теоретич. дисциплины. С 1820-х гг. писал муз.-критич. статьи, в 1827 основал собств. газ. «Revue musicale», до 1833 был её ведущим автором. С 1835 регулярно публиковался в парижской «Revue et gazette musicale» (напр., в 1852–53 напечатал цикл статей о Р. Вагнере). В кон. 1820-х гг. в Парижском ун-те прослушал курс лекций В. Кузена, филос. воззрения которого определили науч. и дидактич. концепции Ф. В 1833 по приглашению бельг. короля Леопольда I возглавил открытую Брюссельскую конс., до конца жизни был её проф. и директором (среди учеников – Л. Бертен, Ш. М. Видор, Ф. Герольд, У. Казинс); при Ф. это муз. учебное заведение стало одним из лучших в Европе. В 1832–55 в Париже в просветительских целях устраивал концерты малоизвестной музыки 16–17 вв. («Concerts Historiques»), сопровождая исполняемые пьесы пояснениями.
Автор науч. монографий, учебников и справочников, среди них – «Всеобщий биографический словарь музыкантов» (т. 1–8, 1835–44; 2-е исправленное и дополненное изд., 1860–65), «Общая история музыки от древности до наших дней» (т. 1–5, 1869–76), «Трактат о контрапункте и фуге» (2-е изд., 1846), «Элементарная теория музыки» (1832), «Трактат о хоровом пении» (1837), «Наилучший метод игры на фортепиано» (совм. с И. Мошелесом, 1840). Из теоретич. трудов наиболее важен «Полный трактат о теории и практике гармонии» (1844), который впервые в истории европ. науки претендовал на универсальный охват гармонии (тональности в широком смысле, т. е. лада), в 4 историч. фазах. Музыка «однотонального строя» (ordre unitonique), к которой Ф. относил cantus planus (григорианский хорал), согласно его описанию, была спокойной и бесстрастной, лишённой энергии движения, а потому и модуляции. В музыке «транзитонального (переходного) строя» (ordre transitonique), которую Ф. связал с именем К. Монтеверди и датировал рубежом 16–17 вв., появились доминантсептаккорд и модуляция; такая музыка уже содержала «энергию стремления», необходимую для оперы. В музыке В. А. Моцарта, отнесённой Ф. к «плюритональному строю» (ordre pluritonique), модуляция приобрела изысканное многообразие благодаря хроматике и уменьшённому септаккорду. Наконец, романтич. музыку Г. Берлиоза и особенно Р. Вагнера с их «ненасытным стремлением к модуляции» (в т. ч. энгармонической) Ф. отнёс к «омнитональному строю» (ordre omnitonique). Считая мажорно-минорную тональность «чисто метафизическим принципом» (principe purement métaphysique), он применял для её описания метафорич. термины «устой», «стремление», «тяготение», «разрешение» (соответственно repos, tendance, attraction, résolution) и др. и резко противопоставил свою трактовку гармонии прежним – математическим и физическим [так, Пифагора он называл «самым бесчестным из когда-либо живших шарлатанов» («Revue musicale», 1828, t. 2, p. 468)]. Трактат Ф. о гармонии во 2-й пол. 19 в. был востребован во Франции (между 1844 и 1903 вышло 20 изданий), оказал большое влияние на немецкую (Х. Риман и его школа вплоть до Д. де ла Мотта; Э. Курт) и русскую (Б. Л. Яворский, Б. В. Асафьев и их последователи) теорию музыки 19–20 вв.
Ф. принадлежит ряд произведений для муз. театра, Реквием, ламентации, Te Deum, 2 симфонии (1862, 1863), пьесы для фп. и органа, камерные ансамбли и др., но наиболее известны его муз. мистификации: ария «Pietà Signore» (приписывалась А. Страделле) и Концерт для лютни (приписывался В. Штробелю).