КУРТ ЭРНСТ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУРТ (Kurth) Эрнст (1.6.1886, Вена – 2.8.1946, Берн), швейц. музыковед. Учился в Венском ун-те у Г. Адлера, в 1908 защитил диссертацию об операх-сериа К. В. Глюка. Преподавал в Виккерсдорфе (Швейцария), с 1912 – в Бернском ун-те (проф. с 1920). С 1927 редактор ж. «Berner Veröffentlichungen zur Musikforschung». Его кн. «Основы линеарного контрапункта. Введение в стиль и технику мелодической полифонии Баха» («Grundlagen des linearen Kontrapunkts. Einführung in Stil und Technik von Bachs melodischer Polyphonie», 1917, рус. пер. 1931) содержит ценные анализы музыки И. С. Баха, в частности «мнимой полифонии» внутри одноголосной линии (в отеч. теории чаще применяются равнозначные термины «скрытое голосоведение», «скрытая полифония»). В исследовании «Романтическая гармония и её кризис в "Тристане" Вагнера» («Romantische Harmonik und ihre Krise in Wagners "Tristan"», 1920, рус. пер. 1975) К. обобщил эволюцию зап.-европ. гармонич. мышления 19 в.; по мысли К., одновременное усиление экспрессивной и импрессивной (красочной) сторон гармонии достигает в опере «Тристан и Изольда» Р. Вагнера критич. точки, после чего эти стороны уже не могут составлять единства и дают начало разным стилевым направлениям – экспрессионизму и импрессионизму. Критиковал учение о муз. форме Х. Римана (по его мнению, односторонне статическое) в монографии об А. Брукнере («Bruckner», 1925), 2-й том которой содержит анализ всех симфоний композитора с новой, процессуально-динамической точки зрения. В кн. «Музыкальная психология» («Musikpsychologie», 1930) К. выдвинул ряд положений, касающихся муз. восприятия, в частности вызываемых музыкой пространственных ассоциаций.