Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУРТ ЭРНСТ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 445

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КУРТ (Kurth) Эрнст (1.6.1886, Ве­на – 2.8.1946, Берн), швейц. му­зы­ко­вед. Учил­ся в Вен­ском ун-те у Г. Ад­ле­ра, в 1908 за­щи­тил дис­сер­та­цию об опе­рах-се­риа К. В. Глю­ка. Пре­по­да­вал в Вик­керс­дор­фе (Швей­ца­рия), с 1912 – в Берн­ском ун-те (проф. с 1920). С 1927 ре­дак­тор ж. «Berner Veröffentlichungen zur Mu­sik­forschung». Его кн. «Ос­но­вы ли­не­арно­го кон­тра­пунк­та. Вве­де­ние в стиль и тех­ни­ку ме­ло­ди­че­ской по­ли­фо­нии Ба­ха» («Grundlagen des linearen Kontra­punkts. Einführung in Stil und Technik von Bachs melodischer Polyphonie», 1917, рус. пер. 1931) со­дер­жит цен­ные ана­ли­зы му­зы­ки И. С. Ба­ха, в ча­ст­но­сти «мни­мой по­ли­фо­нии» внут­ри од­но­го­лос­ной ли­нии (в отеч. тео­рии ча­ще при­ме­ня­ют­ся рав­но­знач­ные тер­ми­ны «скры­тое го­ло­со­ве­де­ние», «скры­тая по­ли­фо­ния»). В ис­сле­до­ва­нии «Ро­ман­ти­че­ская гар­мо­ния и её кри­зис в "Три­ста­не" Ваг­не­ра» («Romantische Harmonik und ihre Krise in Wagners "Tristan"», 1920, рус. пер. 1975) К. обоб­щил эво­лю­цию зап.-ев­роп. гар­мо­нич. мыш­ле­ния 19 в.; по мыс­ли К., од­но­вре­мен­ное уси­ле­ние экс­прес­сив­ной и им­прес­сив­ной (кра­соч­ной) сто­рон гар­мо­нии дос­ти­га­ет в опе­ре «Три­стан и Изоль­да» Р. Ваг­не­ра кри­тич. точ­ки, по­сле че­го эти сто­ро­ны уже не мо­гут со­став­лять един­ст­ва и да­ют на­ча­ло раз­ным сти­ле­вым на­прав­ле­ни­ям – экс­прес­сио­низ­му и им­прес­сио­низ­му. Кри­ти­ко­вал уче­ние о муз. фор­ме Х. Ри­ма­на (по его мне­нию, од­но­сто­рон­не ста­ти­че­ское) в мо­но­гра­фии об А. Брук­не­ре («Bru­ckner», 1925), 2-й том ко­то­рой со­дер­жит ана­лиз всех сим­фо­ний ком­по­зи­то­ра с но­вой, про­цес­су­аль­но-ди­на­ми­че­ской точ­ки зре­ния. В кн. «Му­зы­каль­ная пси­хо­ло­гия» («Musikpsychologie», 1930) К. вы­дви­нул ряд по­ло­же­ний, ка­саю­щих­ся муз. вос­при­ятия, в ча­ст­но­сти вы­зы­вае­мых му­зы­кой про­стран­ст­вен­ных ас­со­циа­ций.

Соч.: Die Jugendopern Glucks bis «Orfeo» // Studien zur Musikwissenschaft. 1913. H. 1; Die Voraussetzungen der theoretischen Har­mo­nik und der tonalen Darstellungssysteme. Bern, 1913; Zur Motivbildung Bachs // Bach-Jahr­buch. В., 1917. Jahrg. 14; Тон­пси­хо­ло­гия и му­зы­каль­ная пси­хо­ло­гия // Homo musicus: Аль­ма­нах му­зы­каль­ной пси­хо­ло­гии ’2001. М., 2001; Selected writings. 2nd ed. Camb., 2006.

Лит.: Mазель Л. Кон­цеп­ция Э. Кур­та // Maзeль Л., Рыж­кин И. Очер­ки по ис­то­рии тео­ре­ти­че­ско­го му­зы­коз­на­ния. M.; Л., 1939. Вып. 2; Vogel M. Der Tristan-Akkord und die Krise der modernen Harmonie-Lehre. Düssel­dorf, 1962; Бар­со­ва И. Курт в диа­ло­ге на­ших дней // Со­вет­ская му­зы­ка. 1977. № 8; Roth­farb L. A. E. Kurth as theorist and analyst. Phil., 1988.

Вернуться к началу