Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МО́ШЕЛЕС ИГНАЦ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 355

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МО́ШЕЛЕС (Moscheles) Иг­нац (23.5.1794, Пра­га – 10.3.1870, Лейп­циг), чеш. пиа­нист, ком­по­зи­тор, пе­да­гог. В 1804–08 брал уро­ки фп. у Д. Ве­бе­ра в Пра­ге, с 1808 учил­ся у И. Г. Альб­рехтс­бер­ге­ра (по­ли­фо­ния) и А. Саль­е­ри (ком­по­зи­ция) в Ве­не. В 1815–25 га­ст­ро­ли­ро­вал в Гер­ма­нии и др. ев­роп. стра­нах. С 1825 жил в Лон­до­не, пре­по­да­вал иг­ру на фп. в Ко­ро­лев­ской ака­де­мии му­зы­ки (сре­ди уче­ни­ков – А. Ли­тольф и С. Таль­берг), в 1832–41 ди­ри­жёр и один из ди­рек­то­ров Ко­ро­лев­ско­го фи­лар­мо­нич. об-ва. Од­но­вре­мен­но про­дол­жал га­ст­роль­ную дея­тель­ность в Ев­ро­пе, с 1837 про­во­дил тема­тич. ис­то­ри­че­ские кон­цер­ты, где на­ря­ду с совр. му­зы­кой ис­пол­нял на кла­ве­си­не со­чи­нения ком­по­зи­то­ров ба­рок­ко (И. С. Ба­ха, Г. Ф. Ген­де­ля, Д. Скар­лат­ти и др.). В 1846 по при­гла­ше­нию Ф. Мен­дель­со­на (с ко­то­рым был дру­жен с 1824) пе­ре­ехал в Лейп­циг, до кон­ца жиз­ни был проф. по клас­су фп. в Лейп­циг­ской конс., су­ще­ст­вен­но под­нял её ме­ж­ду­нар. пре­стиж (сре­ди уче­ни­ков – З. Фи­бих, А. Сал­ли­вен; у М. брал уро­ки Э. Григ).

М. – один из круп­ней­ших пиа­ни­стов 1-й пол. 19 в., раз­ви­вал тра­ди­ции В. А. Мо­цар­та и И. Н. Гум­ме­ля, был мас­те­ром фп. им­про­ви­за­ции. Для со­чи­не­ний М. ха­рак­тер­ны вир­ту­оз­ный блеск, раз­но­об­ра­зие ко­ло­ри­стич. приё­мов и вме­сте с тем на­лёт са­лон­ной эле­гант­но­сти. Ему при­над­ле­жат 8 кон­цер­тов для фп. с ор­ке­ст­ром (наи­бо­лее из­вес­тен № 3 g-moll op. 60), фп. пье­сы раз­ных жан­ров (сре­ди них – Марш Алек­сан­д­ра op. 32, Ме­лан­хо­ли­че­ская со­на­та op. 49); этю­ды op. 70 и op. 95 по­ны­не вхо­дят в учеб­ный ре­пер­ту­ар пиа­ни­стов. Ав­тор (совм. с Ф. Ж. Фе­ти­сом) по­со­бия по иг­ре на фп. («Mе́tho­de des mе́thodes de piano», 1840). Про­сла­вил­ся как ин­тер­пре­та­тор и про­па­ган­дист твор­че­ст­ва Л. ван Бет­хо­ве­на: ав­тор пер­во­го кла­вира опе­ры «Фи­де­лио», ав­тор и ис­пол­ни­тель транс­крип­ций его ор­ке­ст­ро­вых со­чи­не­ний для фп. Пе­ре­вёл на англ. яз. с собств. до­пол­не­ния­ми кн. А. Шинд­ле­ра о Бет­хо­ве­не (т. 1–2, 1841).

Лит.: Aus Moscheles’ Leben: nach Briefen und Tagebüchern / Hrsg. Ch. Moscheles. Lpz., 1872–1873. Bd 1–2; Briefe von F. Mendelssohn-Bartholdy an I. und Ch. Moscheles / Hrsg. F. Moscheles. Lpz., 1888; Smidak E. I.-I. Mo­scheles: das Leben des Komponisten und seine Begegnungen mit Beethoven, Liszt, Chopin, Mendelssohn. W., 1988.

Вернуться к началу