Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САЛЬЕ́РИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 258

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. В. Кириллина

САЛЬЕ́РИ (Salieri) Ан­то­нио (18.8.1750, Лень­я­го – 7.5.1825, Ве­на), итал. и австр. ком­по­зи­тор. С 15 лет учил­ся в Па­дуе и Ве­не­ции, где в 1766 его усы­но­вил вен­ский ком­по­зи­тор Ф. Л. Гасс­ман. Вме­сте с ним С. пе­ре­ехал в Ве­ну, здесь со­чи­нил свою пер­вую опе­ру-се­риа «Ар­ми­да» (по Т. Тас­со; 1771, «Бур­гтеа­тр»). С 1774 при­двор­ный «ка­мер­ный ком­по­зи­тор», за­тем ка­пель­мей­стер итал. опе­ры в Ве­не. В 1770–80-х гг. опе­ры С. час­то ста­ви­лись в Ита­лии, ис­пол­не­ни­ем «Уз­нан­ной Ев­ро­пы» («L’Europa rico­nosciuta») от­крыл­ся в 1778 те­атр «Ла Ска­ла». После­до­ва­тель ре­фор­мы К. В. Глю­ка, С. со­чи­нял так­же опе­ры для Па­ри­жа: франц. муз. тра­ге­дии «Да­наи­ды» (1784, Па­риж­ская опе­ра), «Та­рар» (по П. Бо­мар­ше; 1787, там же) и др. В 1788–1824 имп. ка­пель­мей­стер в Ве­не. Од­но­вре­мен­но в 1788–1818 ру­ко­во­дил кон­цер­та­ми Об-ва по­мо­щи вдо­вам и си­ро­там му­зы­кан­тов, ос­но­ван­но­го Гасс­ма­ном. Один из ос­но­ва­те­лей Вен­ско­го об-ва дру­зей му­зы­ки (1813), с 1817 ру­ко­во­ди­тель Пев­че­ской шко­лы (с 1821 Вен­ская конс.). Пре­по­да­вал пе­ние, во­каль­ную ком­по­зи­цию, гар­мо­нию и кон­тра­пункт, сре­ди уче­ни­ков – ком­по­зи­то­ры Л. ван Бет­хо­вен, И. Н. Гум­мель, Й. Вейгль, К. Чер­ни, Ф. Шу­берт, Ф. Лист, Дж. Мей­ер­бер, И. Мо­ше­лес, пе­ви­цы К. Ка­валь­е­ри, Т. Гасс­ман, А. Миль­дер-Ха­упт­ман.

Ав­тор св. 40 опер раз­ных жан­ров, сре­ди ко­то­рых – опе­ры-буф­фа «Ве­не­ци­ан­ская яр­мар­ка» (1772, Ве­на), «Шко­ла рев­ни­вых» (1778, Ве­не­ция), «Пе­ще­ра Тро­фо­ния» (1785, Ве­на), «Фаль­стаф, или Три шут­ни­цы» (по У. Шек­спи­ру, 1799, Ве­на; пер­вая опе­ра на этот сю­жет); муз. дра­мы и ге­рои­ко-ко­мич. опе­ры – «Ак­сур, царь Ор­му­за» (либр. Л. да Пон­те по П. Бо­мар­ше; 1788), «Паль­ми­ра, ко­ро­ле­ва Пер­сии» (1795), «Це­зарь в Фар­ма­ку­се» (1800; все три – Ве­на); зин­гш­пи­ли – «Тру­бо­чист» (1781), «Не­гры» (1804; оба – Ве­на). Им на­пи­са­ны так­же ряд ора­то­рий и кан­тат (наи­бо­лее из­вест­ны «Стра­сти Ии­су­са Хри­ста», 1776), мно­же­ст­во цер­ков­ных со­чи­не­ний (вклю­чая Ре­к­ви­ем, на­пи­санный в 1804 для собств. по­гре­бе­ния), 3 сим­фо­нии, 7 ин­ст­ру­мен­таль­ных кон­цер­тов и др.

В 1804 пе­ре­стал со­чи­нять. По­след­ние го­ды жиз­ни стра­дал ду­шев­ным рас­строй­ством. Ле­ген­да об от­рав­ле­нии им В. А. Мо­цар­та совр. ис­сле­до­ва­те­ля­ми счи­та­ет­ся ли­шён­ной фак­тич. ос­но­ва­ний.

Лит.: Angermüller R. A. Salieri: Sein Leben und seine weltliche Werke… Münch., 1971–1974. Tl 1–3; idem. A. Salieri: fatti e docu­menti. Vicenza; Belluno, 1985; De Guidi P. G. A. Salieri. Legnago, 1985; Braunbehrens V. Salieri: ein Musiker im Schatten Mozarts. Münch., 1989; Rice J. A. A. Salieri and Viennese Opera. Chi., 1998; Пор­фирь­е­ва А. Л. Саль­е­ри // Му­зы­каль­ный Пе­тер­бург. XVIII в. СПб., 2000. Кн. 3; Ки­рил­ли­на Л. В. Па­сы­нок ис­то­рии // Му­зы­каль­ная ака­де­мия. 2000. № 3.

Вернуться к началу