САЛЬЕ́РИ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
САЛЬЕ́РИ (Salieri) Антонио (18.8.1750, Леньяго – 7.5.1825, Вена), итал. и австр. композитор. С 15 лет учился в Падуе и Венеции, где в 1766 его усыновил венский композитор Ф. Л. Гассман. Вместе с ним С. переехал в Вену, здесь сочинил свою первую оперу-сериа «Армида» (по Т. Тассо; 1771, «Бургтеатр»). С 1774 придворный «камерный композитор», затем капельмейстер итал. оперы в Вене. В 1770–80-х гг. оперы С. часто ставились в Италии, исполнением «Узнанной Европы» («L’Europa riconosciuta») открылся в 1778 театр «Ла Скала». Последователь реформы К. В. Глюка, С. сочинял также оперы для Парижа: франц. муз. трагедии «Данаиды» (1784, Парижская опера), «Тарар» (по П. Бомарше; 1787, там же) и др. В 1788–1824 имп. капельмейстер в Вене. Одновременно в 1788–1818 руководил концертами Об-ва помощи вдовам и сиротам музыкантов, основанного Гассманом. Один из основателей Венского об-ва друзей музыки (1813), с 1817 руководитель Певческой школы (с 1821 Венская конс.). Преподавал пение, вокальную композицию, гармонию и контрапункт, среди учеников – композиторы Л. ван Бетховен, И. Н. Гуммель, Й. Вейгль, К. Черни, Ф. Шуберт, Ф. Лист, Дж. Мейербер, И. Мошелес, певицы К. Кавальери, Т. Гассман, А. Мильдер-Хауптман.
Автор св. 40 опер разных жанров, среди которых – оперы-буффа «Венецианская ярмарка» (1772, Вена), «Школа ревнивых» (1778, Венеция), «Пещера Трофония» (1785, Вена), «Фальстаф, или Три шутницы» (по У. Шекспиру, 1799, Вена; первая опера на этот сюжет); муз. драмы и героико-комич. оперы – «Аксур, царь Ормуза» (либр. Л. да Понте по П. Бомарше; 1788), «Пальмира, королева Персии» (1795), «Цезарь в Фармакусе» (1800; все три – Вена); зингшпили – «Трубочист» (1781), «Негры» (1804; оба – Вена). Им написаны также ряд ораторий и кантат (наиболее известны «Страсти Иисуса Христа», 1776), множество церковных сочинений (включая Реквием, написанный в 1804 для собств. погребения), 3 симфонии, 7 инструментальных концертов и др.
В 1804 перестал сочинять. Последние годы жизни страдал душевным расстройством. Легенда об отравлении им В. А. Моцарта совр. исследователями считается лишённой фактич. оснований.