БУАЛЬДЬЁ АДРИЕН
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БУАЛЬДЬЁ (Boieldieu) Адриен (16.12.1775, Руан – 8.10.1834, Жарси, близ Парижа), франц. композитор и педагог. Чл. Ин-та Франции (1817). Учился в метризе (певч. школе) Руанского собора, в т. ч. у органиста Ш. Броша. С 15 лет служил органистом в ц. Св. Андрея в Руане. С 1796 – в Париже, где получили известность его фп. пьесы, романсы и особенно комич. оперы «Швейцарское семейство», «Счастливое известие» и «Пари» (все 1797), с 1798 преподавал фп. в Парижской конс. В 1804–11 композитор и капельмейстер придворной франц. оперы в С.-Петербурге (гастролировал с труппой в Москве в 1808), также инспектор муз. классов С.-Петерб. театрального уч-ща. К петерб. периоду относятся оперы «Алина, королева Голкондская» (1804), «Молодая сердитая жена», «Абдерхан» (обе 1805), «Хитрость служанки», «Телемак на острове Калипсо», «Любовь и тайна» (все 1806), «Опрокинутые кареты», «Женщина-невидимка» (обе 1808), «Десять дней женитьбы» и «Ничего лишнего, или Две ширмы» (обе 1810). С 1820 профессор Парижской конс. (среди учеников – А. Ш. Адан, Ф. Ж. Фетис). Крупнейший представитель франц. комич. оперы 1-й трети 19 в., автор ок. 40 опер (некоторые написаны в соавторстве с Л. Керубини, Р. Крейцером, А. М. Бертоном, Э. Мегюлем, Ж. Ф. Лесюэром). Успехом пользовались оперы «Жан Парижский» (1812), «Красная Шапочка» (1818) и др. Высшее достижение Б. – опера «Белая дама» (либретто Э. Скриба по мотивам романов В. Скотта, 1825), положившая начало романтич. направлению во франц. муз.-театральном иск-ве. Автор фп. и арфового концертов, фп. сонат, хоров к трагедии «Аталия» Ж. Расина, 15 сб-ков романсов и др. Его сын Луи Б. (1815–83) – композитор, автор опер и романсов.