Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУЗЕ́Н ВИКТОР

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 253

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Суворов

КУЗЕ́Н (Cousin) Вик­тор (28.11.1792, Па­риж – 14.1.1867, Канн), франц. фи­ло­соф, об­ществ. и гос. дея­тель. Учил­ся в Выс­шей нор­маль­ной шко­ле (с 1810). Пре­по­да­вал в Сор­бон­не с 1815 до 1820, ко­гда был уво­лен за вы­ступ­ле­ния в за­щи­ту кон­сти­ту­ци­он­ной мо­нар­хии. В 1817–1818 и 1824–25 по­се­тил Гер­ма­нию, где по­зна­ко­мил­ся с Г. В. Ф. Ге­ге­лем и Ф. В. Шел­лин­гом. В 1828–51 проф. фи­ло­со­фии в Сор­бон­не. В прав­ле­ние Луи Фи­лип­па стал чле­ном Гос. со­ве­та (1830), с 1830 чл. Со­ве­та нар. про­све­ще­ния, пэр (1832), ди­рек­тор Выс­шей нор­маль­ной шко­лы (1835). Чл. Франц. ака­де­мии (1830), Ака­де­мии мо­раль­ных и по­ли­тич. на­ук (1832). Ини­ции­ро­вал ре­фор­му на­чаль­но­го об­ра­зо­ва­ния во Фран­ции (в 1840 Ф. Ги­зо наз­на­чил К. мин. про­све­ще­ния), от­стаи­вал уни­вер­си­тет­ское об­ра­зо­ва­ние и пре­по­да­ва­ние фи­ло­со­фии (ре­чи в па­ла­те пэ­ров, со­б­ран­ные в трак­та­те «В за­щи­ту уни­вер­си­те­та и фи­ло­со­фии», 1844–45). По­сле гос. пе­ре­во­ро­та 1851 ото­шёл от об­ществ. дея­тель­но­сти. Ав­тор мно­го­числ. ра­бот по ис­то­рии фи­ло­со­фии, из­да­тель со­чи­не­ний Про­кла и Де­кар­та, пе­ре­вод­чик со­чи­не­ний Пла­то­на.

Ис­пы­тал влия­ние Мен де Би­ра­на и шот­ланд­ской шко­лы здра­во­го смыс­ла, нем. клас­сич. фи­ло­со­фии. Осн. идея его фи­лос. кон­цеп­ции, на­зван­ной им эк­лек­тиз­мом, за­клю­ча­ет­ся в том, что все ве­ли­кие ис­ти­ны уже вы­ска­за­ны в ка­ж­дой из че­ты­рёх фи­лос. сис­тем – сен­суа­лиз­ме, идеа­лиз­ме, скеп­ти­циз­ме и мис­ти­циз­ме. Не­об­хо­дим кри­тич. от­бор этих ис­тин с точ­ки зре­ния спи­ри­туа­лиз­ма для по­сле­дую­ще­го ком­про­мисс­но­го со­че­та­ния. Ис­ход­ный пункт вся­кой ис­тин­ной фи­ло­со­фии – пси­хо­ло­гия как ана­лиз яв­ле­ний соз­на­ния, при этом чув­ст­вен­ность со­став­ля­ет внеш­нее ус­ло­вие соз­на­ния, во­ля – его центр, а ра­зум – его «свет». Два осно­во­по­ла­гаю­щих прин­ци­па ра­зу­ма – суб­стан­ция и при­чин­ность – по­зво­ля­ют по­нять, ка­ким об­ра­зом Я и мир свя­за­ны в по­след­ней суб­стан­ции – в Бо­ге. Ка­ва­лер ор­де­на По­чёт­но­го ле­гио­на.

Соч.: Fragments philosophiques. P., 1826; Cours de l’histoire de la philosophie. P., 1829. Vol. 1–2; De la métaphysique d’Aristote. P., 1835; Cours de philosophie sur la fondement des idées absolues du vrai, du beau et du bien. P., 1836; Rapport à l’Académie française sur la nécessité d’une nouvelle édition des Pensées de Pascal. P., 1843; Cours de l’histoire de la phi­losophie moderne. P., 1846–1847. Vol. 1–8; Justice et charité. L., 1848.

Лит.: Тэн И. Фран­цуз­ская фи­ло­со­фия пер­вой по­ло­ви­ны XIX в. СПб., 1896; Boas G. French philosophies of the romantic period. Balt., 1925; Brewer W. V. V. Cousin as a com­parative edu­cator. N. Y., 1971.

Вернуться к началу