ТОНА́ЛЬНОСТЬ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТОНА́ЛЬНОСТЬ (франц. tonalité, от греч. τόνος – натяжение, напряжение), 1) принцип лада, центральной категорией которого является трезвучная тоника. Остальные категории и функции Т. прямо или косвенно связаны с тоникой, «система функциональных отношений иерархически централизована, и тоника пронизывает всю гармоническую структуру» (Ю. Н. Холопов). 2) Высотная позиция мажорного или минорного лада. В обозначении Т. указывается основной тон тонического трезвучия и один из двух ладов, например, C-dur (до-мажор), es-moll (ми-бемоль-минор).
Т. (в 1-м значении) некоррелятивна модальности, поскольку некоррелятивны основные признаки модальных и тональных ладов. В Т. непременно господствует центр, а звукорядная основа соблюдается в разной мере (например, звукоряд гармонического минора, мелодического мажора отклоняется от основной формы звукоряда этих ладов и т. п.). В модальности звукорядная основа непременна, а тяготения могут быть (например, в многоголосной музыке Г. де Машо и О. Лассо), а могут и отсутствовать (например, в русском знаменном распеве).
Средоточием теории мажорно-минорной («гармонической» по К. Дальхаузу) Т. является функций теория, рассматривающая значения отдельных аккордов в пределах одной Т. и соотношения тональностей как функций высшего порядка. Главные элементы такого рода Т. – функции тоники (T), доминанты (D) и субдоминанты (S), совокупно именуемые «главными тональными функциями». Для гармонической Т. также типичны регулярные смены местных центров, не отменяющих центрального тяготения, а, наоборот, интенсифицирующих его. В развёртывании тонального лада исключительно важны метр (задающий местоположение консонанса и диссонанса) и метрическая экстраполяция (предчувствование закономерного продолжения на основе данного начала) в музыкальной форме.
Облик Т. на протяжении веков менялся. Особенно значительные изменения она претерпела в музыке 2-й половины 19 — начала 20 вв. Обозначая формы такой Т. обобщённо, говорят о «позднеромантической», «расширенной», «хроматической» Т. (встречаются и другие термины). Опора на функциональную триаду T–S–D — не единственный способ реализации Т. как ладового принципа, возможны и иные типы тональной структуры. Особую форму так называемой рыхлой Т. («прототональности», без трезвучной тоники и с тяготениями между созвучиями, образующимися помимо ближайшего акустического родства основных тонов) можно наблюдать в модальной гармонии позднего Средневековья и Возрождения.