Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОНСОНА́НС И ДИССОНА́НС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 79

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Н. Холопов

КОНСОНА́НС И ДИССОНА́НС (франц. con­sonance, от лат. consonantia – со­зву­чие, со­глас­ное зву­ча­ние, и франц. dissonance, от лат. dissonantia – не­строй­ность, не­строй­ное зву­ча­ние), про­ти­во­по­лож­ные по­ня­тия тео­рии му­зы­ки, ха­рак­те­ри­зую­щие со­нант­ность со­зву­чий – т. е. слия­ние или не­слия­ние в вос­при­ятии од­но­вре­мен­но зву­ча­щих то­нов; так­же са­ми со­зву­чия (ин­тер­ва­лы, ак­кор­ды), вос­при­ни­мае­мые как слит­ные и не­слит­ные. Созву­чия-кон­со­нан­сы – уни­сон, ок­та­ва, квин­та, квар­та, боль­шие и ма­лые тер­ции и сек­сты, ма­жор­ное и ми­нор­ное тре­зву­чия и их об­ра­ще­ния. Со­зву­чия-дис­со­нан­сы – сеп­ти­мы и се­кун­ды, три­тон, все уве­ли­чен­ные и умень­шен­ные ин­тер­ва­лы (в ча­ст­но­сти, эн­гар­мо­ни­че­ски рав­ные кон­со­нан­сам), а так­же ак­кор­ды с уча­сти­ем этих ин­тер­ва­лов. Квар­та (т. н. не­ус­той­чи­вый кон­со­нанс) трак­ту­ет­ся как дис­со­нанс, ес­ли её ниж­ний звук по­ме­ща­ет­ся в ба­су. По­ня­тия «кон­со­нанс» и «дис­со­нанс» в от­дель­но­сти не яв­ля­ют­ся эс­те­ти­че­ски оце­ноч­ны­ми. Их нель­зя ото­жде­ст­в­лять с бла­го­зву­чи­ем и не­бла­го­зву­чи­ем (ка­ко­фо­ни­ей; в ев­роп. зву­ко­вы­сот­ной сис­те­ме бла­го­зву­чие гар­мо­нич. вер­ти­ка­ли ре­шаю­щим об­ра­зом за­ви­сит от строя му­зы­каль­но­го, в ус­ло­ви­ях ко­то­ро­го со­зву­чия толь­ко и мо­гут оце­ни­вать­ся как бла­го­звуч­ные и не­бла­го­звуч­ные).

Раз­ли­чие ме­ж­ду К. и д. рас­смат­ри­ва­ет­ся в 4 ас­пек­тах: ма­те­ма­тич., фи­зич., фи­зио­ло­гич. и пси­хо­ло­ги­че­ском. Ма­те­ма­ти­че­ски кон­со­нанс ха­рак­те­ри­зу­ет­ся бо­лее про­стым от­но­ше­ни­ем чи­сел (частó­ты ос­но­ва­ния и вер­ши­ны в кон­со­ни­рую­щем ин­тер­ва­ле от­но­сят­ся как 1:1 для уни­со­на, 1:2 для ок­та­вы, 2:3 для чис­той квин­ты и т. д.), дис­со­нанс – бо­лее слож­ным (5:9 или 9:16 для ма­лой сеп­ти­мы); эти со­от­но­ше­ния точ­ны толь­ко для уни­со­на и ок­та­вы, в ре­аль­ной муз. прак­ти­ке они б. ч. при­бли­зи­тель­ны. С фи­зич. (аку­стич.) точ­ки зре­ния дис­со­нан­сы име­ют бо­лее длин­ные пе­рио­ды по­вто­ряю­щих­ся групп ко­ле­ба­ний зву­ча­ще­го те­ла, чем кон­со­нан­сы (напр., при чис­той квин­те 2:3 по­вто­ре­ния про­ис­хо­дят че­рез 2 ко­ле­ба­ния, а при боль­шой се­кун­де 9:10 – че­рез 9), и по­это­му да­ют силь­ные бие­ния (по Г. Гельм­голь­цу). Фи­зио­ло­ги­че­ски кон­со­нанс ощу­ща­ет­ся как мяг­кое зву­ча­ние, дис­со­нанс – как за­ост­рён­ное, раз­дра­жаю­щее, бес­по­кой­ное. Пси­хо­ло­ги­че­ски кон­со­нанс пред­став­ля­ет­ся вы­ра­же­ни­ем опо­ры, по­коя, а дис­со­нанс – но­си­те­лем на­пря­же­ния, на­прав­лен­но­сти к кон­со­нан­су-ус­тою, фак­то­ром дви­же­ния. В ла­до­вых сис­те­мах ев­роп. мно­го­го­лос­ной му­зы­ки спад на­пря­же­ния при плав­ном пе­ре­хо­де от дис­со­нан­са к кон­со­нан­су (т. е. при раз­ре­ше­нии) соз­да­ёт осо­бо­го ро­да ощу­ще­ние удов­ле­тво­ре­ния и тем са­мым пре­вра­ща­ет­ся в важ­ней­ший эс­те­тич. фак­тор. Че­ре­до­ва­ние дис­со­нан­сов-на­пря­же­ний и кон­со­нан­сов-раз­ря­док об­ра­зу­ет «гар­мо­ни­че­ское ды­ха­ние» му­зы­ки.

Со­от­но­ше­ние К. и д. все­гда бы­ло важ­ней­шей про­бле­мой тео­рии и фи­ло­со­фии му­зы­ки. Пи­фа­го­рей­цы (6–4 вв. до н. э.) про­во­ди­ли ана­ло­гию ме­ж­ду кон­со­нан­сом и гар­мо­ни­ей ми­ра, ми­ро­вым по­ряд­ком (кос­мо­сом), про­ти­во­пос­тав­ляя ему дис­со­нанс – дис­гар­мо­нию, де­ст­рук­цию (ха­ос). К кон­со­нан­сам («сим­фони́ям») они от­но­си­ли ок­та­ву, квин­ту и квар­ту (так­же ун­де­ци­му, дуо­де­ци­му, квинт­де­ци­му), все ос­таль­ные со­зву­чия – к дис­со­нан­сам («диа­фони́ям»). По­сле­до­ва­те­ли Пи­фа­го­ра раз­ли­ча­ли К. и д. в за­ви­си­мо­сти от чи­сло­вых от­но­ше­ний то­нов; по­сле­до­ва­те­ли Ари­сток­се­на счи­та­ли кри­те­ри­ем кон­со­нант­но­сти «при­ят­ность» со­зву­чий для слу­ха. В ср.-век. тео­рии му­зы­ки для обо­зна­че­ния К. и д. су­ще­ст­во­ва­ли тер­ми­ны «кон­кор­данс» (лат. concordantia) и «дис­кор­данс» (лат. discordantia); не­сколь­ки­ми сто­ле­тия­ми позд­нее тер­ми­ном «кон­кор­дан­ция» поль­зо­вал­ся Н. П. Ди­лец­кий. В ев­роп. тео­рии 13 в. (Ио­анн де Гар­лан­дия, Фран­ко Кёльн­ский) тер­ции пе­ре­шли в раз­ряд кон­со­нан­сов (вско­ре за ни­ми по­сле­до­ва­ли и сек­сты). На ру­бе­же 16–17 вв. дис­со­нан­сы ста­ли вво­дить­ся без при­го­тов­ле­ния кон­со­нан­са­ми; на ру­бе­же 19–20 вв. дис­со­нан­сы уже не обя­за­тель­но раз­ре­ша­ют­ся в кон­со­нанс (позд­ние со­чи­не­ния А. Н. Скря­би­на, про­из­ве­де­ния ком­по­зи­то­ров но­вой вен­ской шко­лы, С. С. Про­кофь­е­ва и др.). При­мер сво­бод­но­го при­ме­не­ния всех со­зву­чий, в т. ч. и дис­со­нан­сов,  «Вес­на свя­щен­ная» И. Ф. Стра­вин­ско­го.

Эво­лю­цию му­зы­ки, при всей её слож­но­сти, мож­но пред­ста­вить как раз­ви­тие пред­став­ле­ний о кон­со­нан­се как яд­ре зву­ко­вы­сот­ной струк­ту­ры. В куль­ту­рах мо­но­дич. ти­па (см. Мо­но­дия) это яд­ро реа­ли­зо­ва­лось в ви­де опо­ры на кон­со­ни­рую­щий ин­тер­вал (уни­сон, ок­та­ву, квар­ту, квин­ту), улав­ли­вае­мый слу­хом в про­цес­се раз­вёр­ты­ва­ния ла­да. Уже в Древ­ней Гре­ции квар­та, квин­та и скла­ды­ваю­щая­ся из них ок­та­ва ста­но­вят­ся ре­гу­ля­то­ра­ми ла­до­об­ра­зо­ва­ния, уп­рав­ляю­щи­ми дви­же­ни­ем ме­ло­дии (см. нот­ные при­ме­ры в ст. Гре­ция Древ­няя, Древ­не­гре­че­ские ла­ды). В эпо­ху Сред­не­ве­ко­вья воз­ник­ли фор­мы мно­го­го­ло­сия, где пре­ж­ние рас­сре­до­то­чен­ные во вре­ме­ни кон­со­нан­сы пе­ре­ос­мыс­ле­ны в од­но­вре­мен­ные (па­рал­лель­ный ор­га­нум в ано­ним­ном трак­та­те «Musica enchi­ria­dis», ок. 9 в.). Ос­вое­ние тер­ций и секст как кон­со­нан­сов на­ча­лось в по­зд­нем Сред­не­ве­ко­вье (в Бри­та­нии, по-ви­ди­мо­му, рань­ше, чем на кон­ти­нен­те) и за­вер­ши­лось в эпо­ху Воз­рож­де­ния в хо­де внут­рен­ней ре­ор­га­ни­за­ции как ме­ло­дич. ти­пов, так и все­го мно­го­го­лос­но­го пись­ма; тог­да же вы­дви­нул­ся осн. тип со­зву­чия – кон­со­ни­рую­щее тре­зву­чие. Но­вое вре­мя (17–19 вв.) – наи­выс­ший рас­цвет трёх­зву­ко­во­го кон­со­на­нт­но­го ком­плек­са (ко­то­рый по­ни­ма­ет­ся в пер­вую оче­редь как слит­ное кон­со­ни­рую­щее тре­зву­чие с вы­ра­жен­ным ос­нов­ным то­ном, а не как объ­еди­не­ние кон­со­нант­ных дву­зву­чий). Тре­звуч­ная ос­но­ва ла­да (ма­жо­ра или ми­но­ра) ска­зы­ва­ет­ся на ме­ло­дич. ли­нии, ко­то­рая час­то стро­ит­ся по зву­кам тре­зву­чий и их об­ра­ще­ний, по­доб­но то­му как в мо­даль­ных (мо­но­дич.) ла­дах ре­гу­ля­то­ром слу­жи­ли кон­со­нан­сы квар­ты и квин­ты.

В му­зы­ке 20–21 вв. гра­да­ция со­нант­но­сти осоз­на­ёт­ся как мно­го­сту­пен­ная (вме­сто двух­сту­пен­ной – кон­со­нан­са и дис­со­нан­са): при­ма и ок­та­ва, квин­та и квар­та, тер­ции и сек­сты, три­тон, мяг­кие дис­со­нан­сы (ма­лая сеп­ти­ма, боль­шая се­кун­да), ост­рые дис­со­нан­сы (боль­шая сеп­ти­ма, ма­лая се­кун­да).

Лит.: Гельм­гольц Г. Уче­ние о слу­хо­вых ощу­ще­ни­ях как фи­зио­ло­ги­че­ская ос­но­ва для тео­рии му­зы­ки. СПб., 1875; Ри­ман Г. Уп­ро­щенная гар­мо­ния, или Уче­ние о то­наль­ных функ­ци­ях ак­кор­дов. М., 1896; Stumpf K. Kon­sonanz und Konkordanz // Beiträge zur Akus­tik und Musikwissenschaft. 1911. H. 6; Hin­demith P. Unterweisung im Tonsatz. 2. Aufl. Mainz, 1940. Bd 1; Тю­лин Ю. Н. Уче­ние о гар­мо­нии. 3-е изд. М., 1966.

Вернуться к началу