Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РАЗРЕШЕ́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 175

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Н. Холопов

РАЗРЕШЕ́НИЕ в му­зы­ке, спад на­пря­же­ния при пе­ре­хо­де от дис­со­нан­са к кон­со­нан­су, от функ­цио­наль­но­го не­ус­тоя к ус­тою, от не­ак­кор­до­во­го зву­ка к ак­кор­до­во­му, а так­же сам та­кой пе­ре­ход (см. Ак­корд, Кон­со­нанс и дис­со­нанс, Функ­ции то­наль­ные). В мо­даль­ной гар­мо­нии Сред­не­ве­ко­вья и Воз­ро­ж­де­ния не­со­вер­шен­ные кон­со­нан­сы раз­ре­ша­ют­ся в со­вер­шен­ные, ме­ло­ди­че­ские дис­со­нан­сы (за­дер­жа­ния, про­хо­дя­щие, вспо­мо­га­тель­ные) в кон­со­нан­сы. Не­об­хо­ди­мость Р. – важ­ней­ший дви­жу­щий фак­тор тя­го­те­ния в функ­цио­наль­ной то­наль­но­сти 17–19 вв., а так­же в ря­де яв­ле­ний му­зы­ки 20 в., где в свя­зи с мно­го­сту­пен­ной гра­да­ци­ей со­нант­но­сти (вме­сто двух­сту­пен­ной гра­да­ции кон­со­нан­са и дис­со­нан­са), по­ми­мо «скач­ко­об­раз­но­го» Р., ис­поль­зу­ет­ся и «ли­ней­ное» (по­сте­пен­ный спад на­пря­же­ния, об­ра­зую­щий ли­нию его умень­ше­ния).

Вернуться к началу