ФРА́НКО КЁЛЬНСКИЙ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФРА́НКО КЁЛЬНСКИЙ (лат. Franco de Colonia), нем. теоретик музыки 2-й пол. 13 в. Его деятельность предположительно связана с Парижским ун-том. Один из ведущих теоретиков арс антиква, автор трактата «Искусство размеренного пения» («Ars cantus mensurabilis»). Кодифицировал ритмику многоголосной музыки и её запись в системе мензуральной нотации. При том что описанная в трактате система модального ритма в целом укладывается в рамки перфектной (3-дольной) мензуры, а расшифровка реальных длительностей формально подаётся как контекстно зависимая, Ф. К. разобрал такое количество «исключительных ситуаций», что старые ритмические модусы фактически были нивелированы. Ф. К. описал технику композиции (ars) в жанрах многоголосной музыки с нотированным ритмом (cantus mensurabilis) своего времени; в его труде (с разл. степенью подробности) рассматриваются органум, дискант, кондукт, гокет, копула, причём инструктивные тексты снабжены мн. нотными примерами. В учении о гармонии Ф. К. (как и Иоанн де Гарландия) поместил обе терции в разряд консонансов, а обе сексты – в разряд диссонансов; при этом важно примечание, что консонанс следует располагать в начале перфекции (т. е. в начале «такта»). Ф. К. оказал огромное влияние на развитие зап.-европ. теории музыки (Маркетто Падуанский, Якоб Льежский, Дж. Хотби, мн. анонимы); сокращённые и модифицированные переложения его трактата продолжали составлять до кон. 15 в.