Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФРА́НКО КЁЛЬНСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 538

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ФРА́НКО КЁЛЬНСКИЙ (лат. Franco de Colonia), нем. тео­ре­тик му­зы­ки 2-й пол. 13 в. Его дея­тель­ность пред­по­ло­жи­тель­но свя­за­на с Па­риж­ским ун-том. Один из ве­ду­щих тео­ре­ти­ков арс ан­тик­ва, ав­тор трак­та­та «Ис­кус­ст­во раз­ме­рен­но­го пе­ния» («Ars cantus mensurabi­lis»). Ко­ди­фи­ци­ро­вал рит­ми­ку мно­го­го­лос­ной му­зы­ки и её за­пись в сис­те­ме мен­зу­раль­ной но­та­ции. При том что опи­сан­ная в трак­та­те сис­те­ма мо­даль­но­го рит­ма в це­лом ук­ла­ды­ва­ет­ся в рам­ки пер­фект­ной (3-доль­ной) мен­зу­ры, а рас­шиф­ров­ка ре­аль­ных дли­тель­но­стей фор­маль­но по­да­ёт­ся как кон­тек­ст­но за­ви­си­мая, Ф. К. ра­зо­брал та­кое ко­ли­че­ст­во «ис­клю­чи­тель­ных си­туа­ций», что ста­рые рит­ми­че­ские мо­ду­сы фак­ти­че­ски бы­ли ни­ве­ли­ро­ва­ны. Ф. К. опи­сал тех­ни­ку ком­по­зи­ции (ars) в жан­рах мно­го­го­лос­ной му­зы­ки с но­ти­ро­ван­ным рит­мом (can­tus mensurabilis) сво­его вре­ме­ни; в его тру­де (с разл. сте­пе­нью под­роб­но­сти) рас­смат­ри­ва­ют­ся ор­га­нум, дис­кант, кон­дукт, го­кет, ко­пу­ла, при­чём ин­ст­рук­тив­ные тек­сты снаб­же­ны мн. нот­ны­ми при­ме­ра­ми. В уче­нии о гар­мо­нии Ф. К. (как и Ио­анн де Гар­лан­дия) по­мес­тил обе тер­ции в раз­ряд кон­со­нан­сов, а обе сек­сты – в раз­ряд дис­со­нан­сов; при этом важ­но при­ме­ча­ние, что кон­со­нанс сле­ду­ет рас­по­ла­гать в на­ча­ле пер­фек­ции (т. е. в на­ча­ле «так­та»). Ф. К. ока­зал ог­ром­ное влия­ние на раз­ви­тие зап.-ев­роп. тео­рии му­зы­ки (Мар­кет­то Па­ду­ан­ский, Якоб Льеж­ский, Дж. Хот­би, мн. ано­ни­мы); со­кра­щён­ные и мо­ди­фи­ци­ро­ван­ные пе­ре­ло­же­ния его трак­та­та про­дол­жа­ли со­став­лять до кон. 15 в.

Вернуться к началу